Государственная Третьяковская галерея интенсивно готовится к открытию своей выставки-блокбастера, посвященной 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского (1817–1900), одного из излюбленных у русского зрителя художников. Мастер, прожив долгую жизнь, творчески был плодовит до чрезвычайности и создал свыше шести тысяч работ.

Для выставки куратор Галина Чурак отобрала две сотни экспонатов, причем живописных полотен среди них лишь сто двадцать, к ним добавлены пятьдесят пять графических листов художника, навигационные приборы, макеты кораблей и архивные документы, в том числе паспорт Айвазовского с многочисленными визами — художник немало постранствовал по миру.

Работы предоставляют Русский музей, музеи Самары, Ярославля, Тулы, Казани, Твери, Феодосии, Царского села, Петергофа, Павловска, Центральный военно-морской музей, Национальная картинная галерея Армении и шесть частных собраний.

Среди хитов, как легко догадаться, «Девятый вал» (1850), полотно, которое на днях было снято со стены зала Русского музея и теперь готовится отправиться на выставку в Москву.

Зрителя ждет встреча с ранее не экспонировавшейся масштабной работой Айвазовского «У берегов Кавказа» (1885), а также знаменитыми маринами «Радуга», «Волна», «Черное море» и не только с ними.

"Девятый вал" 1850 Государственный Русский музей

«Девятый вал»
1850
Государственный Русский музей

На состоявшейся накануне пресс-конференции директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова поблагодарила музеи, которые в летний сезон расстаются со столь востребованными посетителями произведениями ради московской выставки.

«Айвазовский — фигура известная, и, понимая, какой популярностью будет пользоваться выставка в зале на Крымском валу, мы решили “подстелить солому”, где было возможно. Дабы избежать тех неудобств для зрителей, которые возникали на выставке Валентина Серова, мы впервые ввели онлайн-продажу билетов еще до открытия экспозиции», — рассказала Трегулова. Билеты купить можно уже сейчас на сайте Третьяковки. Также будут введены от тринадцати до девятнадцати сеансов в день с интервалами в 30 минут, находиться в музее при этом можно будет без ограничений. «Впрочем, и работ на выставке Айвазовского будет значительно меньше, чем их было на выставке Серова», — резонно уточнила директор Третьяковской галереи.

"Морской берег" 1840 Третьяковская галерея

«Морской берег»
1840
Третьяковская галерея

Если за три месяца работы выставки Серова ее посетили 485 тыс. человек, тем самым поставив абсолютный рекорд посещаемости в нашей стране, то на выставку Айвазовского, как предполагает Зельфира Трегулова, придет до 300 тыс. зрителей. И это по весьма скромным подсчетам.

«Лично я в процессе работы над выставкой рассталась с собственными, достаточно снобистскими представлениями о работах Айвазовского. Надеюсь, удастся проделать то же самое с превалирующим суждением многих об отсутствии глубины в этом художнике, ярком представителе эпохи позднего романтизма».

"Лунная ночь на Капри" 1841 Третьяковская галерея

«Лунная ночь на Капри»
1841
Третьяковская галерея

Цель, которую перед собой ставят организаторы проекта, состоит в том, чтобы определить место Айвазовского в истории русского искусства, вписать его в европейский контекст, выявить новые смыслы и предложить более глубокую, основанную на серьезных исследованиях, не предвзятую, не окрашенную стереотипами интерпретацию произведений художника.

Дабы дешифровать утраченные за сотню лет культурные коды и показать молодому зрителю актуальность произведений Айвазовского, кураторы подготовили интригу: выставка будет предваряться работами современных художников, которые сделают заявку на углубленное прочтение творчества прославленного мариниста.

Aivazovsky5

«Черное море»
(На Черном море начинает разыгрываться буря)
1881
Третьяковская галерея

В подходе к экспозиции было решено отказаться от заезженного хронологического принципа. Проект разбит на разделы, посвященные морской стихии — от рассвета до заката, от штиля до урагана, различным ипостасям Айвазовского — не только как живописца, но и как человека. Будет сделан акцент на метафизическое воплощение темы, столь волновавшей мастера, всевластии стихии и ничтожности человека перед ее лицом.

"Радуга" 1873 Третьяковская галерея

«Радуга»
1873
Третьяковская галерея

И как, подводя черту на пресс-конференции, предположила Галина Чурак: «И искушенный человек, и скептик, и простодушный зритель — каждый, кто придет на выставку, по-своему будет вглядываться в работы Айвазовского, постигая тайны той живописной маэстрии, которой так блестяще он владел».