Летняя выставка Музея архитектуры им А. В. Щусева, на которую еще можно успеть, рассказывает о столь необходимом всем нам виде транспорта — метро, самом притом красивом в мире московском метро, недавно отметившем свое восьмидесятилетие.

Проект имеет целью не только представить публике богатство своих фондов с архивами советских зодчих, с авторскими эскизами Алексея Душкина, Дмитрия Чечулина, Бориса Иофана, Ивана Фомина, Владимира Щуко, Якова Лихтенберга, Владимира Гельфрейха и др. Сверхзадача выставки — добиться включения первого в России метрополитена в список ЮНЕСКО.

Рождение метрополитена означало и рождение новой отрасли архитектуры, в основном интерьерной, ограниченной замкнутым пространством, но наполненной особым символизмом.

«Дорогие товарищи, надо делать станции метро!» — вспоминал архитектор Николай Джемсович Колли, как 1 марта 1934 года у него в мастерской раздался телефонный звонок. «Срок?» — «Двадцать пять дней». — «Какую именно станцию?» — «Вам, товарищ Колли, “Кировскую”». — «Какого же рода станции надо делать?» — «Красивые станции».

И. А. Фомин, соавтор Н. Н. Андриканис Проект станции «Красные ворота» 1934 Наземный павильон. Интерьер нижнего зала.

И. А. Фомин, соавтор Н. Н. Андриканис
Проект станции «Красные ворота»
1934
Наземный павильон. Интерьер нижнего зала

И зодчие отсрочек не просили, создавая сказку, в которой «красивые станции» должны были резко контрастировать с «сумрачными подземельями» нью-йоркского сабвея и «хмурой серостью» лондонского андеграунда. Будничные образцы были отвергнуты с самого начала — только дворцы!

И надо сказать, все проекты были представлены ровно через двадцать пять дней. С 30 марта по 9 апреля 1934 года их показывали в Белом зале Моссовета, а потом и всей Москве: они красовались в витринах магазинов по улице Горького.

Д. Н. Чечулин Проект станции «Динамо» 1936 Наземный павильон

Д. Н. Чечулин
Проект станции «Динамо»
1936
Наземный павильон

Уникальную часть музейного собрания составляют конкурсные проекты станций, которые осуществлены не были, и, таким образом, особую ценность приобретают первоначальные варианты станций, их декоративного оформления, которое, если сравнить, сильно отличается от современного. Да и названия некоторым станциям планировалось дать другие. «Павелецкая» должна была называться «Донбассом», а «Новокузнецкую» хотели сперва открывать как «Климентовский переулок». Многие помнят, что «Кропоткинская» прежде именовалась так и не построенным «Дворцом Советов».

В. А. и А. А. Веснины, Е. С. Демченко, С. В. Лященко, С. Ф. Зебек Проект станции «Павелецкая» 1938 Перспектива перронного зала

В. А. и А. А. Веснины, Е. С. Демченко, С. В. Лященко, С. Ф. Зебек
Проект станции «Павелецкая»
1938
Перспектива перронного зала

Разбитая на четыре раздела выставка, в соответствии с очередями строительства московского метрополитена, является, по сути, торжеством искусства архитектурного рисунка.

В экспозиции более двухсот графических листов, парадных перспектив, разрезов и планов. Так как в нынешнем веке многие архитекторы не чувствуют необходимости в ручной подаче проектов, осуществляя ее при помощи компьютерной графики, последние десятилетия строительства метрополитена не представлены в фондах музея. Но современные фотографии присутствуют как в залах, так и в альбоме (ABCdesign), выпущенном к выставке, пожалуй, первом издании, отразившем всю историю московского метро, ставшего опытным полигоном сразу нескольких архитектурных стилей.

metro7

А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская») 1934 Перронный зал

А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг
Проект станции «Дворец Советов» («Кропоткинская»)
1934
Перронный зал

Станция «Аэропорт» Перронный зал 1938

Станция «Аэропорт»
Перронный зал (фото)
1938