Летом в усадьбах устраиваются любопытные во всех отношениях мероприятия, и Государственный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова не оставил эту традицию в стороне.

Здесь, на берегах Оки, скоро развернется экспозиция «Василий Поленов и Франция», которая, пожалуй, впервые представит творчество замечательного русского художника, автора «Московского дворика», «Бабушкиного сада», «Заросшего пруда», «Золотой осени» в таком ракурсе.

Именно Франция, куда Василий Поленов (1844–1927), получив большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», после окончания Академии художеств отправляется в пенсионерскую командировку, дала ему возможность почувствовать себя пейзажистом. Здесь художник пройдет через увлечение многими западными мастерами и приобретет собственный опыт пленэрной живописи. Совсем не случайно Поленова называют предтечей русского импрессионизма.

Николай Дмитриевич Кузнецов "Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова" 1887

Николай Дмитриевич Кузнецов
«Портрет художника Василия Дмитриевича Поленова»
1887

Шестьдесят работ извлекут из фондов музея, в том числе альбом рисунков Поленова 1860-х годов, где большое место занимают романтические изображения замков и сюжеты из истории Франции, и живописные полотна «Пир блудного сына» (1875), «Заговор гёзов» (1875–1919), «Арест гугенотки» (1875–1919), и, разумеется, пейзажи. Любопытно, кстати, что сам Поленов свои немного грустные элегичные пейзажи почитал бытовыми пустячками, всё стремясь создать «большую картину русской живописи».

Музей-усадьба Поленово

Музей-усадьба Поленово

А вот как отзывался о Поленове Федор Шаляпин: «Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горячими песками азиатской пустыни. Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос — как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества?» 

Можно смело утверждать, что небывалый успех будущих пейзажных работ Василия Поленова начался именно в Нормандии. Поленов направлялся во Францию как исторический живописец, а в Россию вернулся три года спустя как один из самых значительных русских пейзажистов. Выставка, которую будут открывать посол Франции в России и мэр города Вёль-ле-Роз в Нормандии, где Поленов бывал и который увековечил в своих пейзажах, приурочена к российско-французскому Году культурного туризма. Помимо выставки, в музее-усадьбе Поленово с 19 по 25 июня пройдет Неделя франкофонии, в которой примут участие российские и французские писатели и музыканты.

«Старые ворота в Вёле. Нормандия» 1874

«Старые ворота в Вёле. Нормандия»
1874

Polenov3

Этюд к картине «В парке»
1874

«Отлив. Вёль. Нормандия», этюд 1874

«Отлив. Вёль. Нормандия», этюд
1874

"Белая лошадка. Нормандия. Этюд." 1874

«Белая лошадка. Нормандия», этюд
1874