В марте в Европе наступает пора рисунка: в парижском дворце Броньяр открывается «Salon du dessin», в крытом рынке Карро-дю-Тампль в 3-м округе Парижа в десятый раз пройдет Салон современного рисунка «Drawing now Paris. Le salon du dessin contemporain». От ярмарок не отстают и музеи, в особенности тематической направленности.

Российский архитектор и блистательный  рисовальщик Сергей Чобан обладает высококачественной  коллекцией архитектурной графики. В 2013 году Чобан основал «Tchoban Foundation» и открыл в Берлине Музей Архитектурного рисунка, здание для которого спроектировало бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов». Оно представляет собой элегантный кубический объем, состоящий из четырех смещенных по отношению друг к другу бетонных блоков, увенчанный стеклянной аттиковой надстройкой. Политика музея предполагает проведение временных выставок несколько раз в год, персональных или гостевых, то есть состоящих из шедевров других музейных собраний. Открытие берлинского музея, например, сопровождалось экспозицией графики Джованни Баттиста Пиранези из собрания лондонского Музея сэра Джона Соуна.

TchobanFoundation

Музей Архитектурного рисунка в Берлине © Roland Halbe

В ближайшие дни в музее состоится вернисаж выставки «Архитектурные рисунки великих мастеров из Альбертины». Венский музей, основанный герцогом Альбертом Казимиром Августом Саксонским-Тешенским — обладатель одного из крупнейших в мире (более миллиона листов) собраний рисунка и печатной графики, оно охватывает шесть веков истории искусства, начиная с позднего средневековья и эпохи Возрождения до наших дней. Коллекция Альбертины объединяет графические шедевры Альбрехта Дюрера, Леонарда да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Рембрандта, Рубенса, Энди Уорхола, Ансельма Кифера, Георга Базелица, Герхарда Рихтера. Архитектурная часть (создана в музее в 1919-1920 гг.) не менее представительна, и позволяет изучить все тонкости жанра и процесса рисования архитектуры, от городских пейзажей, «ведут» и эскизов до проектных подач. То, что создано архитектором на бумаге, чаще всего носит промежуточный характер, не являясь пока произведением архитектуры. Тем любопытней рассматривать и следить за поиском понимания формы, за «мыслями вслух».

Среди авторов, работы которых выезжают на гастроли в Берлин — Антонио Пизанелло, Франческо Борромини, Робер Юбер, Эгон Шиле, Ханс Холляйн, Заха Хадид.

Отто Вагнер Разрез главного фасада Собора в Берлине, 1891 Тушь, карандаш

Отто Вагнер
Разрез главного фасада Собора в Берлине, 1891
Тушь, карандаш
© Albertina, Wien

Поль Эдуард Спренгер Перспектива интерьера пространства индустриальной выставки в Вене, 1853 Акварель, карандаш

Поль Эдуард Спренгер
Перспектива интерьера пространства индустриальной выставки в Вене, 1853
Акварель, карандаш
© Albertina, Wien

Клеменц Хольцмейстер Проект собора в Рио де Жанейро, 1952 Карандаш

Клеменс Хольцмейстер
Проект собора в Рио де Жанейро, 1952
Карандаш
© Albertina, Wien

Заха Хадид Проект расположения зданий на набережной дунайского канала. Перспектива, 1994 Гуашь, черная бумага

Заха Хадид
Проект расположения зданий на набережной дунайского канала. Перспектива, 1994
Гуашь, черная бумага
© Albertina, Wien