Коллекционирование рисунка и графики в известном смысле занятие эстетское, предаваться которому могут люди с обостренным чувством прекрасного и уникальной культурой. Это мнение разделяют организаторы Салона рисунка, ежегодно проходящего в Париже. И это главная международная ярмарка, которая представляет авторитетные галереи, специализирующихся на рисунках старых мастеров, эпохе модернизма и современной графике. Участвующих галерей со всего мира по условию неизменно 39, ни более ни менее, зато самые «сливки». За несколько дней работы ярмарке удается обострить общественный интерес к такой капризной, боящейся света материи, как рисунок. Хотя запредельных цен на графику нет; как правило, они не превышают сотни тысяч евро, если, конечно, это не редкие листы, подписанные самыми первыми именами вроде Ван Гога.

Ле Корбюзье пастель, 1927

Ле Корбюзье
«Композиция с двумя женщинами», 1927

Салон немного смахивает на этакий закрытый клуб, где разговорам о ценах предпочитают раздумья о качестве выставленных работ. Временами кажется, что отнюдь не задачи коммерции собрали здесь всех этих высоколобых интеллектуалов. Впрочем, ярмарка всегда сопровождается научной конференцией, к примеру, в этом году озаглавленной как «Международные встречи». Что же касается темы докладов ученых, то в 2016 году они коснуться периода «от Давида до Делакруа», и аспект столь широк, что специалисты, опасаясь не уложиться в срок, уже анонсировали обсуждение той же темы и в будущем  году.

Франсуа Буше «Два путти», 1747

Франсуа Буше
«Два путти», 1747

Салон был основан в 1991 году по инициативе всего девяти арт-дилеров. Тон ярмарки до сих пор задает основатель Salon du dessin, мсье Эрве Аарон, потомственный антиквар и пропагандист искусства рисунка, уже сложивший полномочия президента. Два года назад его сменил галерист Луи де Бейзер. Кочующий по разным пространствам Салон в 2004 году обрел, наконец, постоянный приют в здании Парижской фондовой биржи, Пале-Броньяр. Ставшее традиционным мероприятие, совершающееся с 2008 года в рамках Салона — вручение Prix Guerlain. Премия санкционирована семьей владельцев богатейшего собрания рисунка Даниэлем и Флоранс Герлен. Ее присуждают современному автору любой национальности. Работа лауреата передается в дар Центру Помпиду, а художник получает 15 тысяч евро. В прошлом году одним из трех номинантов Премии был наш соотечественник Павел Пепперштейн.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) Автопортрет в шарфе, 1911

Зинаида Серебрякова
Автопортрет в шарфе, 1911

Почетными гостями ярмарки всякий раз становятся серьезные музейные институции. В этом году, когда Salon du dessin отмечает свой 25-летний юбилей, почетным гостей станет ГМИИ им. А.С. Пушкина. Специально к этому событию отдел графики музея подготовил выставку из двух десятков произведений, отражающих все периоды и школы, представленные в богатейшем собрании. Среди имен:  Пармиджанино, Де Кирико, Илья Репин, Зинаида Серебрякова, Леон Бакст, Александр Родченко, Александр Дейнека и др. Это событие, без сомнения, станет анонсом графического собрания московского музея в кругу специалистов и заявкой на готовность к тесному сотрудничеству с культурными институциями, занимающимися рисунком.

Александр Дейнека "1 мая", иллюстрация к одноименной книги Агнии Барто, 1928

Александр Дейнека
«1 мая», иллюстрация к одноименной книге Агнии Барто, 1928

Что же касается вещей, выставленных для продажи, стоит, среди прочего, обратить внимание на этюд сангиной «Возвращение в Эммаус» Санти ди Тито, 1574 г. (галерея «Francesca Antonacci Damiano Lapiccirella Fine Art»), «Два путти», рисунок Франсуа Буше 1747 года, выставляемый галереей «Didier Aaron», карикатуру Поля Гогена «Будь символистом» с портретом Жана Мореаса, 1890 года (галерея «Talabardon-Gautier»), пастель Ле Корбюзье 1927 года, от лондонской галереи «Aktis». И этот список далеко не полный.

Рене Грюо (Rene Gruau) "Женщина в красном"

Рене Грюо (Rene Gruau)
«Женщина в красном»