В рамках параллельной программы прошлогодней Венецианской биеннале одним из самых успешных проектов стала выставка в Palazzo Contarini-Polignac с интригующим названием Dansaekhwa. В переводе с корейского слово обозначает «живопись одного цвета». Этим труднопроизносимым словом именуется и группа корейских художников, чьи работы были включены в чарующую во всех смыслах экспозицию, наполненную абстрактными монохромами и буддийским покоем.

Школа живописи Dansaekhwa зародилась в Сеуле в 1970-х годах. В нее входили ряд известных сегодня корейских художников — Ли Уфан, Парк Сео-Бо, Квон Янг-Ву и другие, — родившихся в 1920-30 годы, что делает их современниками поколения таких западных звезд, как Ив Кляйн и Фрэнк Стелла. А их искусство — суровым стилем западной абстрактной живописи. «Потерянное поколение» Корейской войны начала 1950-х искало новые формы и практически повторило путь французских импрессионистов — от своих «салонов независимых» с брезгливым неприятием публики до мирового признания: работы школы хранятся в ведущих музеях и частных коллекциях, а, например, на торгах Christie’s в мае 2014-го полотно Ли Уфана ушло за 1,64 млн долларов.

Dansaekhwa2

Успех венецианской выставки во многом подогрел и международный интерес к Корее и корейскому искусству в последние годы. В Сеул уже устремились арх-лаверс, чтобы осмотреть строения таких звездных архитекторов, как Даниэль Либескинд, Заха Хадид, Рафаэль Виньоли и бюро Coop Himmelb(l)au. В Париже Musée des Arts Décoratifs устраивал грандиозную выставку «Korea Now!», посвященную модным художникам, ремесленникам, ювелирам и дизайнерам. Да и павильон Кореи на Венецианской биеннале за последнее десятилетие значительно вырос по качеству выставочного контента.

Dansaekhwa3

Нынешняя выставка «Когда процесс становится формой: Dansaekhwa и корейская абстракция» — первая попытка в бельгийской столице представить этот вид азиатской абстракции. Частный Фонд Boghossian Foundation, владеющий одним из шедевров европейского ар-деко — Villa Empain, собрал в залах виллы самых ярких авторов поколения и более 50 их работ, созданных в 1970-80-е годы.

Dansaekhwa1