В лондонской Тейт открылась выставка одного из последних прерафаэлитов Эдварда Берн-Джонса. Живопись, витражи, вышивка, украшения — всего 150 работ передают изысканную атмосферу fin de sièсle в викторианской Англии.

Последняя персональная выставка Берн-Джонса прошла в Лондоне сорок лет назад. Утонченное искусство братьев-прерафаэлитов, превозносивших Красоту, в ХХ веке воспринималось как анахронизм, а всё потому, что категория Прекрасного в эпоху модернизма перестала восприниматься всерьез. Однако именно Берн-Джонс удивительным образом преодолел эту полосу отчуждения. Оказалось, что в веке XXI его сумеречные саги выглядят на редкость современно благодаря тому, что напоминают кадры из фильмов в стиле фэнтези. Этому поспособствовала и любовь художника к повествовательности: его циклы сегодня можно воспринимать как готовые раскадровки для кино или видеоигр.

Впрочем, Красота, о которой грезили прерафаэлиты, в XIX веке казалась вызовом обществу. Когда семь художников во главе с Данте Габриэлем Россетти решили создать братство, их объединило желание уйти от выхолощенной красивости академизма. Прерафаэлиты искали Красоту в дорафаэлевской эпохе, обретя новую искренность в работах художников итальянского кватроченто. Кроме того, романтичные натуры протестовали против прагматизма викторианской Англии, в чем были близки движению Кельтского возрождения, которое культивировало интерес к языческой старине и Средневековью. Ретроспективизм прерафаэлитов, обратившихся к языческим мифам и средневековым сагам, на самом деле был авангардным жестом по отношению к академическому мейнстриму.

Ученик Данте Габриэля Россетти, Берн-Джонс довольно скоро перешел от подражания к собственной манере. Как писал один из критиков, «он вкладывает стихи Суинберна в уста статуй Донателло. У его персонажей мускулы Возрождения и жесты примитивов. Боттичелли плачет, Мантенья тоскует, Берн-Джонс родился…» Кроме того, Берн-Джонс оказался чрезвычайно работоспособным художником. Он создал многочисленные живописные полотна, витражи, произведения декоративно-прикладного искусства, работал как иллюстратор и театральный художник.

На выставке в Тейт можно увидеть основные его работы, в том числе такие известные полотна, как «Любовь среди руин» и «Колесо фортуны». Впервые в одной экспозиции собрали живописные саги — историю Персея и «Спящую красавицу» теперь можно будет увидеть целиком. Среди образцов витражей — крупноформатный алтарь «Поклонение волхвов», созданный для церкви Святого Павла в Брайтоне. Отдельный зал посвящен портретному жанру, где наиболее знамениты портреты Эми Гаскелл и леди Виндзор. А инкрустированное пианино Грэма, сделанное по заказу Уильяма Грэма, коллекционировавшего произведения художника, показано в одном зале с вышивками, иллюстрированными книгами и гобеленами.  

Frederick Hollyer
Sir Edward Burne-Jones, William Morris
1874
National Portrait Gallery, London

Sir Edward Burne-Jones 
«Love Among the Ruins»
1870-1873
Private collection

Sir Edward Burne-Jones 
«Desiderium»
1873
Tate

Sir Edward Burne-Jones 
«Laus Veneris»
 1873-1878
 Laing Art Gallery / Tyne & Wear Archives & Museums

Sir Edward Burne-Jones 
«The Garden Court»
1874-1884
The Faringdon Collection Trast

Sir Edward Burne-Jones
«Perseus and the Sea Nymphs / Army of Perseus»
c. 1877 
Southampton City Art Gallery

Sir Edward Burne-Jones 
«Atlas Turned to Stone»
c. 1878 
Southampton City Art Gallery

Sir Edward Burne-Jones
«The Death of Medusa II»
1881-1882
Southampton City Art Gallery

Sir Edward Burne-Jones  
«The Rock of Doom»
1885-1888
Staatsgalerie, Stuttgart

Sir Edward Burne-Jones 
«The Doom Fulfilled»
1888
Staatsgalerie, Stuttgart

Sir Edward Burne-Jones 
«Portrait of Amy Gaskell»
1893
Private Collection

Sir Edward Burne-Jones 
«Adoration of the Magi»
1894
Manchester Metropolitan University Special Collection

Sir Edward Burne-Jones 
«Flamma Vestalis»
1896
Private collection

Пианино Грэма
1879-1880
Private collection
Photographed at Mells Manor

Пианино Грэма
1879-1880
Private collection
Photographed at Mells Manor