В рамках трехлетней программы «Фламандские мастера» в Антверпене чествуют эпоху барокко. Открывшийся в начале этого года после масштабной реновации музей «Дом Снейдерса и Рококса» представил мультидисциплинарный проект на стыке живописи, фотографии и гастрономии.

За живописную часть проекта отвечают полотна знаменитого антверпенского художника первой половины XVII века, мастера пышных барочных натюрмортов Франса Снейдерса, развешенные на стенах его собственного дома и мастерской. Пожалуй, никто не умел с таким почти тактильным реализмом изображать всё богатство фруктов и дичи и в то же время одним кровавым разрезом напоминать о тленности всего живого. Малоизвестный факт — во времена Снейдерса звучало много призывов к вегетарианству, и противопоставление пышных фруктовых корзин и тщательно выписанных артишоков с одной стороны и убитых животных с другой имело дополнительный подтекст.

Фуд-фотограф Тони ле Дюк также сделал карьеру на превращении еды в искусство. В фотографиях, размещенных на выставке в специальных горизонтальных боксах, чтобы нагляднее показать глубину изображения, он не ставит цели повторить картины Снейдерса буквально. Из отдельных элементов, позаимствованных с его картин, он составляет собственные композиции, используя ту же цветовую палитру, композиционную глубину и свет, льющийся по диагонали слева, как делал 400 лет назад известный живописец.

Другим уровнем, объединяющим XVII век с XXI, стала кулинарная книга, изданная в Лейдене в 1612 году. Ее автор Антониус Магирус вдохновлялся ренессансной книгой «Искусство приготовления пищи», написанной за сто лет до этого поваром папы Пия IV Бартоломео Скаппи. Магирус не просто собрал популярные рецепты, но также, в помощь хозяйке, рассказывал об этикете, организации приемов и прочих тонкостях.

Вдохновившись красочными описаниями, Тони ле Дюк обратился к пятнадцати шеф-поварам лучших ресторанов Антверпена. Они адаптировали к сегодняшнему дню по одному рецепту из книги, используя по возможности те же ингредиенты и способы их обработки, и включили в меню на время работы выставки.

Главное отличие кухни XVII века не столько в самих рецептах, сколько в способах хранения продуктов и готовых блюд без холодильников. Поэтому в то время продукты чаще коптили, сушили, мариновали, часами тушили на медленном огне. Кроме того, в десертах было гораздо больше сахара. Пирог с артишоком, телячьи потроха с пюре из цикория и сельдерея, черный пудинг с ягодами, мини-бургеры с копченым угрем и нежная утка с морковным суфле если и не перенесут во времена Снейдерса, то успокоят рецепторы после просмотра многочисленных натюрмортов.