В парижском Musée Jacquemart-André открылась ретроспектива Мэри Кэссетт, единственной американки, допущенной в таинство импрессионистической живописи.
Дерзкая богатая американка сбежала в Париж в 1866-м, когда ей едва исполнился двадцать один год. Учившаяся на художника в Академии изящных искусств Филадельфии Мэри была нетерпима не только к вечному нытью родителей относительно выбора профессии, но и к снисходительному отношению однокашников и учителей, смотревших на молодую даму с кистью как на чудной экспонат кунсткамеры. Начав самостоятельное обучение в различных парижских институциях, к 1872-му девушка преуспела так, что ее полотно допустили к участию в Салоне. Затем еще и еще, пока спустя пару лет на одной из таких знаменитых выставок ее не заметил Эдгар Дега, в яркие пастели которого Мэри уже была влюблена. Через него она и присоединилась к кругу импрессионистов, и в конце 1870-х уже выставлялась вместе с ними. Впрочем, влюбившись в их свободную во всех отношениях живопись, в круге новаторов Кэссетт пробыла недолго — в 1886-м она, вновь вернувшись к занятиям искусством после ухаживания за больными родственниками, начинает пробовать новые стили, более фигуративные и приглушенные по тонам. И продолжала свои эксперименты до того момента, когда уже просто физически не могла писать — в 1914 году художница практически полностью ослепла.
В парижском музее собрали более пятидесяти произведений Мэри Кэссетт разных периодов. Но в основном картины тех импрессионистских лет, которые в некотором роде восстанавливают историческую справедливость — выводят из тени великих первопроходцев направления значимую фигуру в портретной живописи второй трети XIX века. В экспозиции представлены работы из парижского Орсэ, нью-йоркского Метрополитен, Национальной галереи Вашингтона и многих других музеев.