Когда говорят о парках скульптур и месте искусства в ландшафтном дизайне, многие всё еще представляют себе исключительно статуи и бюсты в классическом стиле, традиционные вазоны с узорной резьбой и витиеватые фонтаны. В этом месяце мы пишем о том, что сад не просто подходящее место для современного искусства и коллекционного дизайна, это отличная площадка для экспериментов и временных инсталляций, которые даже самый смелый коллекционер не решится разместить в собственном доме. Мы выбрали девять недавних проектов — примеров того, как преображают природу современные художники и дизайнеры.
Фестиваль «Desert X»
Мы уже писали о впечатляющих работах, которые подготовили сразу несколько художников и дизайнеров для музыкального фестиваля «Coachella». Природа Дикого Запада — пустыня и горы — оказались идеальным фоном для инсталляций, играющих с оптическими иллюзиями и обманывающих восприятие масштаба. Другой проект — художественный биеннале «Desert X», прошедший этой весной недалеко от Палм-Спрингс, дал своим участникам возможность показать брутальные ландшафты пустыни Сонора через призму современного искусства. Двое из них, авторы самых нашумевших инсталляций — Даг Айткен, «Мираж», и Филип К. Смит, «Круг земли и неба», в буквальном смысле представили зрителям отражение пустыни в зеркальных поверхностях объектов. Художница Дженнифер Боланд разместила серию фотографий горных хребтов на рекламных щитах: проезжая мимо них, зритель видит, как изображения сливаются с реальными горами, на фоне которых установлены щиты. Еще одна заметная работа с «Desert X» — извилистая белая стена с зигзагообразным узором по проекту Клаудии Конт.
Проект «Superbenches»
Проект «Superbenches» нью-йоркского куратора Феликса Баррихтера — часть двухлетней программы модернизации парка Кварнбакен (Стокгольм), который должен стать центром нового жилого района. Баррихтер привлек к работе несколько известных дизайнеров и студий и поставил перед ними задачу создать скамейки-скульптуры, которые стали бы удобным и интересным местом для встреч и общения местных жителей и нетривиальным украшением парка. Среди самых ярких работ — провокационная скамейка-труба Макса Лэмба, монолитный павильон Филиппа Малуэна с окнами эллиптической формы и конструкция, составленная из огромных «кирпичей», по проекту архитектора Луки Чипеллетти. Дизайнеры американского бюро Soft Baroque вдохновились видео с youtube, в котором крупный мужчина раскачивает взад и вперед на пружинной качалке на детской площадке, и придумали скамью с пружинами вместо ножек. Дизайнеры Мерта Хеглунд и Санна Грипнер создали из металлической сетки уличный «аналог» мягкому дивану и креслу, Джонатан Оливарес спроектировал изогнутую скамейку, а бюро Sholten & Baijings окрасило местные скамьи узнаваемым паттерном, напоминающим цветовые таблицы.
Инсталляция «Сад — конец времен, начало времен», Катарина Гроссе
Масштабная работа немецкой художницы Катарины Гроссе была создана специально для триеннале ARoS, организованной одноименным датским музеем и исследующей взаимодействие человека и природы в прошлом, настоящем и будущем. Инсталляция «Сад — конец времен, начало времен» — часть третьей секции триеннале, посвященной будущему нашей цивилизации и климатическим изменениям. Гроссе фактически написала картину в розово-белых тонах, использовав прибрежный ландшафт в качестве холста. Потоки краски заливают траву, кусты и деревья и дают возможность горожанам увидеть привычный пейзаж с новой стороны.
Проект «Blue Trees», Константин Димопулос
Еще один проект, в котором художник использует яркую краску, чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам, называется «Blue Trees». Его автор, новозеландский художник Константин Димопулос, покрывает стволы и ветви деревьев безопасным, смывающимся синим пигментом, акцентируя внимание прохожих на уникальной красоте каждого из растений и подчеркивая важность их защиты от загрязнения. Димопулос уже побывал с проектом в более чем двадцати городах мира.
Инсталляция «La Piel», Estudio Invasivo
«Эфемерная» работа чилийских дизайнеров из студии Estudio Invasivo была создана для серии мастер-классов, посвященных архетипам в архитектуре. Инсталляция сделана исключительно из ткани, камней и веревки и «работает» за счет силы ветра. «“La Piel” (“Кожа”) — пример структуры, которая адаптируется к естественным характеристикам местности», — говорят дизайнеры.
Инсталляция «Забытые гиганты», Томас Дамбо
Еще одна лесная история — серия объектов «Забытые гиганты» художника Томаса Дамбо, спрятавшего в датских лесах шесть гигантских фигур мифологических персонажей. Скульптуры сделаны вручную художником и командой волонтеров, которые использовали деревянный лом, найденный на месте разрушенных домов и собранный в лесу. Некоторые из фигур интерактивные: в одной из них разместили двадцать восемь скворечников, другие могут использоваться как детские площадки или игровые домики.
Площадка «Loud Shadows», Plastique Fantastique в партнерстве с Кейт Мур, The Stolz и LeineRoebana
Студия временной архитектуры Plastique Fantastique «надула» огромный прозрачный пузырь-сцену для музыкальных и хореографических выступлений в рамках голландского фестиваля «Oerol», который проходит на территории острова Терсхеллинг. По словам создателей площадки, это не просто временный павильон, а проект-коллаж, задуманный и воплощенный совместно с артистами, которые должны были здесь выступать. Во время некоторых шоу пузырь наполняли белым газом, так что ветви и листья деревьев едва виднелись, словно за завесой тумана. В других случаях зрители могли любоваться окружающей природой сквозь прозрачные стенки купола.
Проект «Art Vegetal», Жоффруа Моттар
Французский художник Жоффруа Моттар нашел способ обновить классические парковые бюсты: он украшает бороды, усы и прически цветами, добавляя яркости и юмора в облик солидных политиков, писателей и мифологических персонажей. «Мне показалось, что люди часто просто проходят мимо этих забытых скульптур, не обращая на них внимания, — объясняет автор проекта. — Я придумал, как можно мотивировать их снова вглядеться в эти лица».
Инсталляция «Back to the Earth», Азума Макото
Свежесрезанные цветы использовал для своей философской работы и японский художник Азума Макото. Инсталляция под названием «Назад к земле», размещенная им неподалеку от города Сайтама, представляет собой яркую цветочную спираль, выложенную прямо на поле. Цель проекта — продемонстрировать жизненный цикл растений, которые, увядая, становятся всё менее заметными на фоне зеленой травы и в конце концов совсем исчезают.