Стефано Селетти — продавец домашней утвари по наследству. Его отец Романо Селетти в 1964 году зарегистрировал марку, которая занималась производством своих товаров в Китае и поставляла их в Италию, только открывшую для себя мир гипермаркетов. Стефано Селетти, став главой компании, спустя почти полвека совершил в ней настоящий переворот: сегодня продукция Seletti, по-прежнему поставляющая своим реселлерам посуду, тумбочки, лампы и пепельницы, представляет интерес не столько для домохозяек, сколько для кураторов музеев и фанатов актуального дизайна и искусства.

Стефано сделал ставку на современное искусство и актуальные тенденции не в мебельном дизайне, а, скорее, во всем остальном. Его последний проект Toiletpaper, основанный на изображениях и фотоколлажах знаменитого одноименного с проектом журнала, созданного художником Маурицио Каттеланом и фотографом Пьерпаоло Феррари, принес бренду Seletti настоящий успех. У коллаборации получилась огромная палитра товаров — от алюминиевых кружек с принтами отрубленных пальчиков или вантуза за €40 до великолепных серийных ковров по €900. Селетти обладает свободой делать то, что хочется, а хочется ему, чтобы коллекции были доступны самым разным категориям людей. В идеале — всем. Владелец марки настаивает, что он не занимается дизайном, а является, скорее, продюсером собственных идей, основанных на правильном подходе к миру современного искусства и ироничного дизайна. В конце ноября Стефано презентовал коллекцию в Москве, где рассказал ARTANDHOUSES о своей работе в компании отца, знакомстве с культовым художником и индустриализации искусства.

stefno_seletti6

Photo: LucaRossetti

Стефано, расскажите, какой была компания Seletti, когда вы начали в ней работать?

Я начал работать с моим отцом, когда мне было восемнадцать лет, сразу после школы. Много раз ездил с ним на Дальний Восток, где в те временя ощущал себя как в далеком прошлом. Восток напоминал Европу в исторической ретроспективе. А в Италии тогда появился новый вид бизнеса – универмаги. Огромные гипермаркеты, как Carrefour, стали для Италии конца 1980-х новым видом дистрибуции. И мне было поручено налаживать сотрудничество с ними. Сперва я отвечал за упаковку продукции: график поставок, упаковка, каталогизация — всё, что нужно. Одиннадцать лет спустя наша дистрибуция в Италии разрослась. Нас стали заказывать прямо в Китае, стали и подделывать наши вещи. И тогда я решил уйти из бизнеса и попробовать новый вид дистрибуции. И первая коллекция, на которой я его опробовал, была Estetico Quotidiano — фарфоровая бутылка в форме пластиковой бутылки с моющим средством и стеклянный бокал в форме пластикового стаканчика.

Коллекция «Estetico Quotidiano»

Это было ваше решение — изменить продукцию компании?

Это была своего рода эволюция, это не был вопрос выбора. Нам пришлось так сделать, чтобы выжить. И мне кажется, это был единственный способ выжить.

Каков был ваш первый опыт работы с приглашенным дизайнером?

Я сам не дизайнер. И я считаю, что продукция Seletti основана не на дизайне, а на искусстве. Взгляните на коллекцию Toiletpaper. Мы же не делали дизайн жестяной кружки, она уже существовала. Мы только изображение разместили. Или, например, серия The Monkey Lamp — это не совсем продукты дизайна. Серия сделана на основе скульптуры Маркантонио Раймонди Малербы. Но это не дизайн, мы не делали дизайн обезьяны. Мы занимаемся индустриальным производством этих арт-историй, так что это такое индустриальное искусство.

Но индустриальное искусство всегда имеет тенденцию приблизится к масс-маркету. Где, на ваш взгляд, проходит эта граница?

Именно с этой точки зрения Seletti отличается от других дизайн-компаний. Стоимость продукта у нас как у масс-маркета, но сам продукт не является массовым. В нашем случае это больше не вопрос денег, это вопрос личного вкуса. Ну вот, например, моей маме коллекция Toiletpaper не нравится.

stefno_seletti4

Но именно эта коллекция стала такой известной, что вывела вас на уровень успеха в арт-мире. Как давно вы знакомы с Маурицио Каттелланом, кстати?

Десять лет, мы познакомились на озере Комо. Потом виделись несколько раз, он приезжал ко мне домой на выходные. Мое рабочее место и дом — в двухстах метрах друг от друга. И я показал Маурицио и Пьерпаоло продукцию, которую импортировал в Китай мой отец. И они подумали, что им было бы интересно попробовать сделать что-то в память об этих предметах, но вдохнув в них новый смысл, определенную иронию. И эта коллекция стала самой успешной. Конечно, она и делалась в расчете на популярность, но это сочетание старых форм массовой продукции и имиджей из культового журнала сделало коллекцию крайне популярной.

Вы говорили, что представите Toiletpaper на Art Basel Miami. А как вы будете развивать ваше сотрудничество дальше? Каких сюрпризов ждать?

Мы сейчас начинаем работать с Маурицио и Пьерпаоло в новой области, у нас есть кое-какие секретные планы. А в дальнейшем хотим поработать с мебелью — креслами и диванами.

seletti_toiletpaper_2

Коллекция «Toiletpaper»

Имиджи из журнала Toiletpaper стали вполне конкретной продукцией, это похоже на сувениры в музейном магазинчике, но еще любопытнее — это некий сплав сущностей.

Да, и очень интересно это распространять. Хотя это не дизайн как таковой. Эмалированную кружку вообще в России придумали.

Мультикультурно и весело! На вашем паблик-токе вы сказали, что юмор имеет для вас и вашей деятельности особое значение, чуть ли не поколенческое.

Да, мне кажется, улыбаться всем полезно. Мне очень важно давать людям немного радости. Потому что предмет может стать вашим другом — вот когда вы заходите домой и видите обезьянку, которая протягивает вам лампу. Или веселая посуда: совершенно разное же ощущение, когда ешь что-то из белой тарелки, а когда из посуды в цветочек. Это как белый лист отличается от разрисованного.

stefano_seletti3

Photo: Pierpaolo Ferrari

 Как вы останавливаетесь на какой-то определенной идее, выбирая из многих?

Для меня этот процесс очень важен, ведь выбор идеи может изменить подход к бизнесу в целой стране и будет полезен или нет для моей компании. Когда я создаю новый продукт, я должен быть очень спокоен, сконцентрирован. Иногда я получаю очень интересные предложения. Но вот, например, сейчас я не ищу проекты, связанные со столовой утварью, сейчас у меня их и так достаточно. Поэтому говорить «нет» тоже очень важно уметь.

seletti_linea

Коллекция «Linea»

Расскажите, а что является сейчас важнейшим направлением работы бренда Seletti?

Мы сейчас активнейшим образом занимаемся осветительными приборами. Весь последний год освещение — основное направление деятельности Seletti.

Многообещающе, ведь в этой индустрии, на мой взгляд, всегда некоторая стагнация —столько всего скучного и однообразного.

Я согласен, а это всё еще и очень дорого. Тут нужно найти новую концепцию. Посмотрите, например, Neon Alphabet (коллекция Neon Art). Это бестселлер прошлого года. Потому что с этим алфавитом ты можешь позволить себе буквально высказаться — хочешь, составь из светящихся букв слова, имена людей, которых любишь: дочки, бабушки, дедушки. Чтобы выжить в индустрии осветительных приборов, ты должен изобрести концепт заново. Это не техническая проблема, тут нужна была идея, и на этот раз она была моя.

seletti_neon_art

Neon Alphabet
Коллекция «Neon Art»

 С какими дизайнерами вы больше всего сотрудничали?

Один из лучших дизайнеров, о котором мне хотелось бы сказать, это Маркантонио Раймонди Малерба. Он придумал шкаф в форме коровы, свиньи и гуся, стоящих друг на друге, лампу с обезьяной и еще ряд других фантастических предметов. Маркантонио не дизайнер, он замечательный художник.

А кто придумал коллекцию Hybrid с китайским фарфором?

Это были Ctrlzak. Они покупали старинное китайское блюдо и старинное английское блюдо, склеивали их и продавали это в галереях. Но такой объект можно было только повесить на стену. Мне очень понравилась эта идея и я сказал им, что это могло бы стать замечательным продуктом, который можно использовать прямо по назначению. Сначала они отказались, типа: “Нет, мы художники, и мы не хотим видеть наш продукт в масс-маркете”. Но я ответил: «Подумайте, ведь это может стать для вас отличной возможностью». В общем, всё получилось.

seletti_hybrid

Коллекция «Hybrid»

 Выходит, вы как продюсер находите с каким режиссером снять очередной блокбастер. А кто “снял” ваш “сериал” про архитектуру — я имею в виду коллекцию Palace. Кто дизайнер?

Идея была моя, а дизайнер — Алессандро Замбелли. Как я уже говорил, я не дизайнер, то есть не могу сделать полноценный эскиз на компьютере. Алессандро не только воплотил эту идею в жизнь, но прекрасно интерпретировал эту идею, развил концепцию. Например, он решил использовать именно этот вид графики.

На самом деле, я должен сказать одну вещь. Мой отец впервые отправился в Китай в 1972 году. Наша семья знает эту страну давно и очень хорошо. И благодаря этому, например, мне удалось реализовать идею архитектурной коллекции посуды Palace — это возможно было только на севере Китая. Нам нужен был не просто фарфор, а костяной фарфор. Иначе все эти четкие углы было бы невозможно сделать.

Или коллекцию Hybrid мы производили в районе, где зарождался Китай. Там фарфор смешивается с костяной мукой, поэтому он такой легкий и прозрачный. Если вы хотите делать что-то из другого типа фарфора, то вам надо на юг Китая.

Так вот люди, которые занимаются этим производством с самого начала, это Лука Гольйо и мой отец. Они ездили в Китай в 1970-х и 1980-х. А мы продолжаем это приключение.

seletti_diesel_living_2

Коллекция «Diesel Living with Seletti»

Коллекции Seletti напоминают серии игрушек. Кажется, для вас это своего рода игра. Вот скажите, как мы взрослеем?

Как мы взрослеем, я не знаю. Но я знаю, что все мы любим играть, — не только дети, но и взрослые. Поэтому многие наши продукты — это приглашение к игре, которая может получиться, даже если просто накрываешь на стол.