Studio65 — туринская группа дизайнеров, основанная, как ясно из названия, в 1965 году и существующая до сих пор. Ее основатель — архитектор Франко Аудрито. Кроме мебели, группа проектировала интерьеры клубов, салонов красоты, иногда квартир и домов. Диван Bocca Франко Аудрито сделал для частного заказчика в 1967 году, а с 1971 года его производит пьемонтская фирма Gufram. Диван долго выпускался лишь в одном цвете — красном, но в 2008 году появились его розовая и черная версии (черная с пирсингом) под названием Pink Lady и Black Lady, а в 2016-м — золотая (коллекция Boccadoro).
Фирма Gufram основана в 1966 году. Большая часть мебели, которую она выпускает, — крупные пластмассовые «скульптуры» (в сущности, и Bocca тоже). Она хоть и мягкая, но пластиковая: наполнитель — вспененный полиуретан, обивка — синтетическая ткань. С момента основания Gufram стремилась производить самую необычную, самую фантастическую мебель. Ее арт-директор Джузеппе Раймонди проектировал вещи не менее безумные, чем Франко Аудрито. Сотрудничала Gufram и с другими дизайнерами. Диван Bocca и другой предмет, спроектированный Studio65, кресло Capitello, Gufram выпускает как часть своей постепенно пополняющейся коллекции i Multipli. Как поясняет производитель, i Multipli — это предметы искусства, тиражируемые фабричным способом.
Bocca — один из самых известных предметов итальянского радикального дизайна, чрезвычайно мощного движения, благодаря которому история дизайна во всем мире, свернув с проторенного пути модернизма, пошла в новом направлении. Радикальный дизайн — это скорее не дизайн, а то, что по-английски называют contemporary art. В предметах, созданных итальянскими «радикалами», важно не то, как они выглядят, а то, что они сообщают. Они — овеществленная мысль.
Bocca как предмет современного искусства легко расшифровывается. Во-первых, он апеллирует к истории искусства, точнее, к одному известному произведению искусства — дивану «Губы Мэй Уэст», сделанному Сальвадором Дали в 1935 году, при этом иронически актуализирует тему: если Дали сделал «портрет» кинозвезды 1930-х, в диване Bocca безошибочно опознаются губы Мэрилин Монро. В Америке он и продавался под именем «Мэрилин». Во-вторых, диван проблематизирует мифы массовой культуры (в частности, фетишизацию красоты) и провоцирует в образованном и вдумчивом человеке критическую рефлексию о них. Как и полагается объекту современного искусства, в 1970-е годы Bocca вместе с другой мебелью Studio65 выставлялся в художественных галереях. Впрочем, на то он и искусство, чтобы не расшифровываться до конца. Вот как интерпретирует свою мебель сам Франко Аудрито. По его словам, в 1960-е годы некий индейский вождь поведал ему секрет облаков, поэтому то, что он проектирует, — на самом деле облака.