Выставочный зал Государственного центра современного искусства на Зоологической улице в Москве превращен в постоянную региональную площадку. Десятого марта зал открывается выставкой «Жизнь живых» — проектом Волго-Вятского филиала ГЦСИ, которому в этом году исполняется двадцать лет.
ARTANDHOUSES встретился с его директором Анной Гор. Поговорили о том, как живет музей современного искусства в здании нижегородского Арсенала, о работе с местным сообществом, музейной стратегии, настоящих и будущих выставках.
Официально объявлено: на Зоологической теперь региональная выставочная площадка, которая стартует вашим проектом. Что филиалам ГЦСИ, теперь находящимся в структуре РОСИЗО, даст подобный выход в свет?
Филиалы ГЦСИ имеют возможность показывать в Москве один проект раз в году. Презентация в столице для регионов полезна. Это повышает ответственность, меняет взгляд на то, что возможно будет представлено в конвертируемом режиме.
О чем выставка «Жизнь живых»?
Выставка рассказывает о городе как о единой экосистеме. Предметом исследования кураторов Алисы Савицкой и Артема Филатова и пяти художников стал Нижний Новгород. Лера Лернер вступила в коммуникацию с городскими чудаками, Илья Долгов уходил в заливные луга, жил там неделю в одиночестве и в живой природе создавал произведения искусства, Алексей Булдаков построил структуры из найденных на помойках обломков полированной мебели. Вторая часть проекта —музейная, где представлены работы Александра Родченко, Гюнтера Юккера, Янниса Кунеллиса, Штефана Балкенхола и других серьезных авторов из коллекции ГЦСИ. Кроме того, московский зритель увидит уже ставшую знаменитой у нижегородцев и показанную в рамках «Манифесты» в Санкт-Петербурге инсталляцию Владислава Ефимова «Живой уголок». Работа посвящена нижегородской деревянной архитектуре.
Арсенал проводит много интересных выставок, которые, жаль, до Москвы не добираются. Мощный проект «Московский концептуализм. Начало» показали только в Нижнем Новгороде. Его курировал Юрий Альберт.
Да, и как сказал тогда один волонтер, работавший в зале: «Наконец-то в Арсенале понятная выставка!» Проекты интересные, в этом наше преимущество и одновременно проблема. Нам в городе не с кем конкурировать. Однажды такая ситуация станет для нас опасной. «Проворачиваться» начнем. Всё надо предвидеть.
То есть галерей современного искусства в Нижнем Новгороде нет?
Нет. За современное искусство отвечаем только мы. Но есть генерация, десять — двенадцать человек, по происхождению уличных художников, которые сейчас уходят в станковые и галерейные форматы и, смею надеяться, не без нашего «незаметного» участия. Все они приходили в Арсенал на выставки и с нами общались.
В Нижнем есть свои знаменитости, арт-группа ПРОВМЫЗА например.
Галина Мызникова и Сергей Проворов — ПРОВМЫЗА. Дует работает в видео-арте, экспериментальном кино, фотографии. Очень скромные люди, потому что настоящие художники. Они лауреаты «Инновации», гран-при международного кинофестиваля в Роттердаме, их работы участвовали и в Венецианском кинофестивале, и в Римском. Еще художник Евгений Стрелков — очень известная в Нижнем Новгороде фигура.
В прошлом году проект реставрации и приспособления Арсенала, где расположен музей, стал лауреатом премии The Art Newspaper Russia. Им руководил архитектор Евгений Асс. Расскажите об этом.
Из военного ведомства здание перешло к ГЦСИ в 2003 году. Первая очередь Арсенала была запущена в 2011 году, в 2015 году мы открыли его целиком. Это площадь 7000 квадратных метров.
Евгений Асс находился у истоков продумывания архитектурной концепции. Я же все эти годы стояла на стороне архитектора, с которым имею общие позиции по отношению к памятнику, в данном случае к памятнику архитектуры федерального значения 1843 года постройки. В Арсенале, здании-«пристенке», примыкающем к кремлевской стене, отсутствуют углы в 90 градусов. В результате надо было неровный четырехугольник приставить к ровной стене. Асс работал в тандеме с реставратором Александром Епифановым. И, надо сказать, реставратор местами проявлял себя куда более радикально. Асс теперь любит говорить, что настоящим своим произведением в Арсенале считает только подвал, потому что там нечего было охранять.
Как сейчас живет Арсенал?
Живет стабильно. Главная задача — шесть дней в неделю предлагать для развития что-то: сложное, более простое. То, что потенциально может быть интересно самым разным людям — неофитам, старым, молодым. А будет или нет, зависит от самих людей. Мы стараемся показывать современное искусство не как нечто оторванное от традиций, а как часть большой культуры. Объяснять, что без этой самой части культура не живет.
И как реагируют на это представители местного сообщества?
Для нас это большая работа. И почти ежедневно нам говорят: «Арсенал — это оазис. Здесь приятно, удобно и интересно». Слышать это большая награда. В этом году филиалу двадцать лет. Свою деятельность мы начинали еще в помещении нижегородского Дома архитекторов. В свое время я написала статью про нашу практику «Современное искусство в регионах: смешать, но не взбалтывать». Мы аккуратно смешиваем, не трясем, не пытаемся зрителя замучить и сказать: «Вот мы такие замечательные, а ты — дурак, ничего не понимаешь». А зритель вовсе не дурак. Он готов общаться с современным искусством, если ему чуть-чуть в этом помогут. Это важно.
Какие выставки сейчас идут в Арсенале?
Площадка сложная, оставляющая мало возможностей для маневра. У нас есть модульные блоки, из которых мы каждый раз по-новому выстраиваем пространство — иногда протяженное, иногда пересеченное, иногда нарочито изломанное. Поняли, что выставки нужно делать этажами.
Сейчас идет выставка Тани Кандиани, мексиканской сайнс-артистки, «Коды. Звуки. Знаки». Эффектный художественный аттракцион, описывающий взаимодействие музыкального инструмента и человека. Тот самый случай, когда автор специально подобран под пространство. Раз мы уже сделали этот центральный атриум для больших объектов, должны соответствовать. В данном случае объект — уникальный гибридный орган.
Еще Проект Леонида Тишкова «Взгляни на дом свой». Он отвечает лирическому переживанию и экзистенциальным проблемам любого человека, достигшего определенного возраста.
Что в планах?
Скоро открывается «Отоваренная мечта» — выставка о дефиците и советской рекламе, проект МАММ, но дополненный артефактами из коллекции нижегородского краеведа. В апреле будет очень важная для нас выставка «Свежий слой». Куратор Анна Нистратова исследует связь стрит-арта (а я называю это городской живописью) с народным искусством, проводя параллель с матрешками, с городецкой росписью. Всё это даст нашему зрителю ключ к пониманию современных авторов. Ключ к пониманию — важная вещь. Человек легче усваивает новое, если ему есть где опереться на что-то знакомое. Это свойство человеческой психики, не учитывать которое нельзя. И, наконец, летом должна состояться выставка «Простые чувства», где искусством будет как бы «не искусство». Например, приглашенные норвежские художники устроят у нас молочный бар. Простая вещь — напоить человека молоком, а всё равно что дать ему припасть к искусству.