За последние пару лет появилось новое поколение дизайнеров, для которых постмодернистские эксперименты 1980-х годов не связаны с травматичными воспоминаниями об аляповатой мебели и экстравагантной архитектуре. В отличие от своих 30-летних коллег, воспевающих красоту модернистского и минималистского дизайна, они видят в наследии постмодернистов (и в первую очередь в работах группы «Мемфис») источник вдохновения и создают современные объекты, напоминающие такие иконы дизайна, как стеллажи Casablanca и Carlton Этторе Соттсасса, кресла Proust Алессандро Мендини, столики Kristall, Flamingo и Polar Микеле де Лукки и так далее.
Интерес к постмодернизму проявляют не только молодые дизайнеры: так, известная итальянская компания Kartell выпустила в прошлом году красочную коллекцию, воспевающую знаменитые орнаменты Этторе Соттсаса, а этим летом кураторы галереи Apartment №50 в доме по проекту Ле Корбюзье пригласили Алессандро Мендини оформить интерьер-инсталляцию. В ноябре этого года огромная коллекция объектов группы «Мемфис», принадлежавших Дэвиду Боуи, была продана на аукционе Sotheby’s.
Пионеры постмодернизма противопоставляли строгую геометрию кубов, цилиндров и конусов плавным линиям органического модернизма, яркие базовые цвета — синий, красный, желтый — сложным природным оттенкам, популярным в 1950-е и 1960-е, а также активно использовали визуальные «цитаты» из других стилей, игровые мотивы и асимметрию. Все эти приемы снова актуальны: четкие формы, контрастные цвета, оттененные графичными черно-белыми узорами или линиями, рубленые, порой грубоватые силуэты.
Одно из ноу-хау дизайнеров группы «Мемфис» — яркие и запоминающиеся орнаменты, которые они использовали в оформлении интерьеров и для украшения деталей предметов. Узоры в виде точек, штрихов, закругленных линий, похожих на червячков, разные вариации пятен, черно-белые линии и клетка стали визитной карточкой группы.
Современные дизайнеры с удовольствием используют это наследие: так, британка Камилла Валала построила на подобной графике всю свою карьеру: она оформляет интерьеры, создает инсталляции, разрабатывает дизайн мелкой мебели и аксессуаров в духе орнаментов Этторе Соттсасса. Недавно мы писали, что не дремлют и ветераны группы «Мемфис»: Натали дю Паскье и Джордж Сауден выпустили совместно с брендом ZIgZagZurich коллекцию домашнего текстиля с узнаваемыми принтами. Голландская группа Envisions оформила стенды своей выставки на Голландской неделе дизайна в схожей эстетике, а архитектурное бюро Crosby Studios воспроизвело орнамент Соттсасса Letraset на стенах нового московского ресторана Dizengoff 99.
Еще один прием, перекочевавший из 1970-х и 1980-х в арсенал современных дизайнеров, — рисунки-разводы и имитация фактурных материалов, таких как мрамор с прожилками, терраццо и дерево.
Про новый виток популярности терраццо мы писали недавно. А вот несколько примеров игры в тромплей и экспериментов с фактурами в 2016 году:
Многие из основателей группы «Мемфис», как и ее глава Этторе Соттсасс, были не только дизайнерами, но и архитекторами и активно использовали «цитаты» из архитектуры в предметном дизайне. Мотивы пирамиды, лестницы, зиккурата, а также образ тотемного столба — знаковые для их мебели и других предметов обстановки.
В 2016 году монументальные, тяжеловесные объекты можно было увидеть на разных выставках — от Стокгольма до Милана, а мелкие предметы, чаще всего светильники, подсвечники и вазы, состоящие из нанизанных друг на друга деталей и напоминающие тотемную скульптуру, не сходят с выставочных стендов и витрин уже два или три года.
Еще один излюбленный архитектурный мотив постмодернистов, который сегодня активно используют как предметные дизайнеры, так и дизайнеры интерьеров и авторы архитектурных инсталляций, — это разнообразные интерпретации классической арки.