Театр традиционно связывается в сознании зрителя с коробкой под классическим фронтоном с колонным портиком. Архитектура и театр в истории культуры всегда были неразлучны, влияние их друг на друга неоспоримо, и этот альянс всегда приносил желанные плоды. Открывающаяся выставка посвящена формированию и развитию театра в России и собственно его архитектуре, пространству, пластике и форме, архитектонике и динамике. Театр всё чаще возникает из самой архитектуры и характера пространства.
В проекте, курируемом искусствоведом Александрой Степиной, архитектура театральных и зрелищных сооружений будет впервые рассматриваться параллельно с действом, непосредственно происходящим внутри здания — на сцене.
Дизайн экспозиции подготовил архитектор Илья Уткин, лауреат Венецианской биеннале 2000 года и как сценограф много работавший в театре, в том числе Большом и Мариинском. Декорации Уткина к балетам «Золушка» и «Пламя Парижа» соседствуют с проектами архитекторов-сценографов Пьетро Гонзаги, Александра Веснина, Владимира Щуко, Георгия Гольца, Бориса Мессерера и др.
Помимо этого, зрителю представится шанс проследить линию эволюции форм сценографии на образцах театральной машинерии барокко, перспективных декораций классицизма, кинетических установок авангардистов и бытовых сюжетов модернистов. Интерьер ампирного особняка Талызина, где расположен музей, наполнят макеты, эскизы декораций и костюмов Татлина, Бенуа, Кустодиева, Поповой, Малевича, Билибина, Петрова-Водкина, архитектурная графика, архивные фотографии, планы, зарисовки театральных фасадов Растрелли, Кваренги, Бове, Шехтеля, Иванова-Шица, Кубасова, Великанова и Красильникова.
Проект осуществляется совместно с Государственным центральным музеем имени А. А. Бахрушина и благотворительным фондом поддержки и реализации программ в сфере культуры AVC Charity.