С 13 по 18 июня в Базеле в выставочном павильоне Messe Basel Süd, построенном архитекторами Жаком Херцогом и Пьером де Мероном, прошла двенадцатая по счету выставка коллекционного дизайна Design Miami. В этом году в ней приняли участие сорок семь галерей из одиннадцати стран.

1. По случаю 100-летнего юбилея Этторе Соттсасса галерея Friedman Benda представила ретроспективу прославленного мастера — полсотни уникальных работ дизайнера, среди которых алюминиевый светильник из трех конусообразных плафонов с яркими желтой и красной полосами по контуру, разработанный для Arredoluce в 1957 году, стеклянные вазы с подвесами из разноцветного стекла, прикрепленными к основанию с помощью металлической проволоки, созданные в 2005–2006 годах (каждая в количестве девяти экземпляров), а также мебель, относящаяся к разным периодам его творчества. Сравнивая шкаф 1964 года из березового шпона, представляющий собой нагромождение кубических объемов и завершающийся чем-то напоминающим перевернутый вверх ножками журнальный столик, (предмет был выставлен на всеобщее обозрение впервые с 1965 года и ушел к европейскому коллекционеру за шестизначную сумму) и более сложный в плане формообразования и яркости отделки Cabinet no.81 2005 года (выпущен в 6 экземплярах), можно отметить неизменный интерес дизайнера к исследованию многообразия формы и его стремление установить диалог между дизайном и архитектурой.

Cabinet no. 81, 2005, галерея Friedman Benda, фото: Erik & Petra Hesmerg
Cabinet, 1964, галлерея Friedman Benda

Cabinet no. 81, 2005, галерея Friedman Benda, фото: Erik & Petra Hesmerg

Ваза из коллекции, 2006, галлерея Friedman Benda
Светильник, 1957, галерея Friedman Benda, фото: Erik & Petra Hesmerg

Коллекция ваз, 2006, галлерея Friedman Benda

Вазы из коллекции, 2006, галлерея Friedman Benda

И еще одна работа Этторе Соттсасса — Tower Cabinet (1962–1963), о которой нельзя не упомянуть, была представлена на стенде римской галереи Giustini/Stagetti. На протяжении пятидесяти пяти лет вещь хранилась в семье большого друга Соттсасса инженера Марио Чоу, помогавшего компании Olivetti запускать первые в Италии компьютеры. Именно для него дизайнер создал стеллаж, который галерея получила в распоряжение за неделю до открытия ярмарки. Он был сразу же приобретен неизвестным американским коллекционером за €450 000. Новый владелец пообещал предоставить Tower Cabinet на выставку Этторе Соттсасса, запланированную Метрополитен-музеем в Нью-Йорке на 21 июля — 8 октября.

«Tower Cabinet», 1962–1963, галерея Giustini/Stagetti


2. Галерея Carpenters Workshop представила среди прочего хорошо известный по другим ярмаркам торшер Concrete Base 9 Начо Карбонеля. Дебют дизайна на Design Miami в 2009 году запомнился тем, что актер Брэд Питт выкупил все предметы из коллекции Dream Objects. Торшер — это вырастающий из монолитного бетонного основания, разветвляющийся металлический ствол с абажуром, напоминающим крону дерева или облако сахарной ваты. Он сделан из металлической сетки с нанесенным на нее напылением из бумажной муки, смешанной с отвердителем и розовым пигментом. Работа была продана за €185 000.

Торшер Concrete Base 9 из серии Forest, дизайнер Начо Карбонель, галерея Carpernters Workshop, фото: James Harris


3. Первый раз за всю историю Design Miami в выставке приняла участие бразильская галерея Mercado Moderno. Она привезла наиболее значительные работы современных бразильских дизайнеров: пять молодых и пять именитых мастеров. И если с работами Жоакима Тенрейро, известного как пионера бразильской модернистской мебели, которую он создавал из традиционных материалов — дерева, прутьев и тростника, мы уже немного знакомы, то остальные пока известны мало. Среди них ширма из гнутой древесины Джорджо Бонагуро, столь же ажурная, сделанная из гнутой древесины скамья Рональда Сассона и кресла отца и сына Жозе Занини Калдаса и Занини де Занини и дизайнерского дуэта Мартина Эйслера и Карло Хаунера.


4. Ярмарка Design Miami делится на тематические разделы, среди них Design Curio. На одном из стендов раздела — «Teatro Mollion» — куратор Оскар Хамфрис представил инсталляцию, имитирующую небольшой зрительный зал с тремя рядами ярко-красных театральных кресел. Они были созданы итальянским дизайнером и архитектором Карло Моллино в 1952 году для кинотеатра RAI Auditorium в Турине. С тех пор помещение было отреставрировано и многие детали интерьера утрачены. Во время ярмарки все девять стульев были проданы по цене €10 000 каждый.

Инсталляция, имитирующая зрительный зал кинотеатра

Кресла из коллекции мебели для кинотеатра RAI Auditorium в Турине, 1952, дизайнер Карло Моллино


5. Галерея R & Company снова приятно порадовала работами дуэта The Haas Brothers. На этот раз они заполнили выставочный модуль разнокалиберными фигурами фантастических существ, сплетенных из бисера руками южноафриканских мастериц. У каждой скульптуры свое имя — например, круглый розовый шар на ножках с голубыми глазами и длинными желтыми ресницами получил имя Jack the Lipper (слегка измененное Jack the Ripper — Джек Потрошитель). Все фигуры были распроданы по цене от $70 000 до $250 000. Кроме того, братья Хаас приняли участие в новом проекте галереи, заказавшей серию ковров группе молодых дизайнеров (среди них Кати Стаут, Хунь-Чун Ли и другие). Эта коллекция украшала стены стенда. Ковры, созданные Николаи и Саймоном Хаас, представляют собой «шкуры» вымерших и ныне здравствующих животных — мамонта, птицы додо, сумчатого волка, а также кошки и зебры, но не в черно-белую, а радужную полоску.

Скульптуры из серии Afreaks, дизайн The Haas Brothers, галлерея R & Company

Справа на стене — ковры «Fruit Stripe», «Cheetah Hayworth», «Quasidodo» дизайн The Haas Brothers. Слева — ковер «Rain Bird» дизайнер Уэнделл Касл, галлерея R & Company


6. По сложившейся традиции компания Swarovski представляет на ярмарке работы трех дизайнеров, победивших в конкурсе Swarovski Designers of the Future Award. В этом году впервые все три дизайнера показали свои работы в рамках единой инсталляции «Terazzo Pallazzo». Архитектор Хименес Лай из лос-анджелесского бюро Spectacular разработал основу для инсталляции. Она сложена из композитного материала, для которого использовались кристаллы, не прошедшие контроль качества Swarovski. Японская студия Takt Project продемонстрировала первые в истории хрустальные вазы, созданные по технологии 3D-печати. А лондонский дизайнер Марьяна ван Аубел создала кольца-светильники, работающие на солнечных батареях и украшенные опаловыми кристаллами Swarovski. Интересно то, что солнечные батареи снабжены граненой линзой, позволяющей максимально быстро и эффективно их заряжать, кроме того в них встроен цианометр – прибор для измерения голубизны неба. И когда батарея после зарядки устанавливается в специально оборудованный для нее порт, цвет светильников соответствует цвету неба в момент зарядки батареи.

Swarovski
Designers of the Future 2017
Design Basel

Swarovski
Designers of the Future 2017
Design Basel

Swarovski
Designers of the Future 2017
Design Basel


7. Стол «Azo» — дебютная работа дизайнера Франсуа Боше, созданная для галереи Kreo. Предмет сделан из нового материла, состоящего из песка, резины и бетона. Красный стол с монолитной волнообразной ножкой ушел на ярмарке за €42 000. А минималистичную консоль «Bandeau Mural» дизайнера Мартена Ван Северена приобрели за €55 000.

Стол «Azo», дизайнер Франсуа Боше, галерея Kreo, фото: Sylvie Chan Lait

Консоль «Bandeau Mural», дизайнер Мартен Ван Северен, галерея Kreo


8. Ма Яньсун, архитектор знаменитого бюро MAD, создал для Gallery ALL коллекцию мебели и светильников. Следуя теме, заданной галереей, он придал предметам формы, которые, по его мнению, запомнились бы представителям неземных цивилизаций, случись им побывать на Земле. Так появились стол и консоль, напоминающие перевернутый горный ландшафт, и светильники из полиуретана и бронзы, по цвету и форме похожие на застывшие капли воды.

Стол, кресла и светильники из коллекции Martian, дизайнер Ма Яньсун, Gallery ALL


9. Галерея Ornamentum подготовила к ярмарке специальную экспозицию работ дизайнера-ювелира Давида Биландера, в этом году удостоенного премии Swiss Design Awards, чьи умные и провокационные, с необычным «чувством юмора» работы заставляют зрителя подвергнуть сомнению материальную ценность вещей. Представленные на стенде браслеты, кольца и диадемы, на первый взгляд, были вырезаны из картона и скреплены металлическими скрепками. На самом деле все они изготовлены из золота, а смятые бумажные пакеты оказались сделанными из патинированного серебра высшей пробы. Для этого выпуска Design Miami/Basel дизайнер также создал скульптуру, согнутую из проволоки и по форме напоминающую цветок. Сходство с цветком становится еще более очевидным, когда ее заполняют тарелками. Такая композиция вполне могла бы стать украшением любого стола.


10. Сольную выставку дизайнера Жана Руайера представила парижская галерея Jacques Lacoste. Работой, которая привлекла всеобщее внимание, стала необычная вешалка. Ее дизайнер создал в 1966 году для интерьера загородного дома, расположенного в Фонтенуа, Франция, и принадлежащего одному французскому коллекционеру, имя которого галерея обозначила как Monsieur B, где этот предмет и находился до недавнего времени. Вешалка выкована из металла и напоминает дикий плющ, обвивающий дверной проем. Галерея предпочла не оглашать сумму, за которую эта вещь была продана.

Стенд галереи Jacques Lacost, персональная выставка дизайнера Жана Руайера

Стенд галереи Jacques Lacost, персональная выставка дизайнера Жана Руайера

Фрагмент вешалки «Liane», дизайнер Жан Руайер, галерея Gaques Lacoste


11. На стенде галереи Salon 94 Design была представлена серия работ молодого британского дизайнера Макса Лэмба. Все предметы — столы, стулья, кресла и стеллаж — имеют довольно брутальные очертания. Кажется, будто они вырублены из каменной глыбы. На самом деле дизайнер изготовил их из пенополистирола и покрыл трехмиллиметровым слоем металлизированного спрея, содержащего бронзу, медь или алюминий, — все предметы при такой обработке только выглядят увесистыми, а на самом деле остаются очень легкими. Более двенадцати вещей из этой коллекции были проданы во время ярмарки по цене от $25 000 до $65 000.


12. В этом году галереи привезли на Design Miami/Basel много работ, созданных архитекторами. Не исключением стала и галерея Philippe Gravier, представившая работу японского архитектора Со Фудзимото. «Forest of Books» — это серия книжных стеллажей, похожих на огромные, до 240 см в высоту, ажурные вазы из тонкого стального профиля. Все они отличаются своими силуэтами, а одна вообще напоминает садовую беседку или мини-библиотеку с круглой скамьей внутри.

Стеллажи из коллекции «Forest of Books», дизайнер Со Фудзимото, галерея Philippe Gravier

Стеллажи из коллекции «Forest of Books», дизайнер Со Фудзимото, галерея Philippe Gravier