Среди десятков выставок, которые ждут зрителей в Москве и Санкт-Петербурге этой зимой, ARTANDHOUSES выбрал те, которые обязательно следует посетить всем любителям визуального искусства.

«Под одним небом»

Фонд In Artibus, Москва, 6 декабря – 9 апреля

www.inartibus.org

О своем разнообразном собрании искусства Инна Баженова, коллекционер и основатель Фонда In Artibus в интервью ARTANDHOUSES сказала так: «В моей коллекции и вообще в искусстве меня интересуют в первую очередь преемственность и взаимосвязи, и все художники, которые занимались живописью как таковой, в итоге оказываются связаны внутренними законами». Эти взаимосвязи самых разных европейских и русских художников рубежа XIX–XX веков и представят на выставке в Фонде на основе коллекции Баженовой. Среди участников — Жорж Сёра и Владимир Вейсберг, Одилон Редон и Анатолий Зверев, Морис Утрилло и Петр Кончаловский.

Жорж-Пьер Сёра "Рабочие, забивающие сваи" 1882

Жорж-Пьер Сёра
«Рабочие, забивающие сваи»
1882
Фонд In Artibus


«Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения»

Русский музей, Санкт-Петербург, 22 декабря – 10 марта

www.rusmuseum.ru

Ретроспектива главного русского мариниста Ивана Айвазовского, московский хит Третьяковской галереи, отправляется на гастроли в Петербург. Здесь она видоизменится — в экспозицию добавятся полотна мастера из Петергофа, Морского кадетского корпуса и других музеев и частных собраний. Кроме того, на выставке будет и специальный раздел, представляющий художника как живописца Главного морского штаба.

"Девятый вал" 1850 Государственный Русский музей

Иван Айвазовский
«Девятый вал»
1850
Государственный Русский музей


«Паоло Трубецкой»

Русский музей, Санкт-Петербург, 24 ноября – 31 января

www.rusmuseum.ru

Масштабная выставка творчества выдающегося скульптора, работавшего в России, Италии и США, в последний раз устраивалась десять лет назад. В честь 150-летия Трубецкого Русский музей решил напомнить о богатом наследии автора памятника Александру III в Петербурге на примере его самого плодотворного «русского периода». Знаменитые жанровые сценки и анималистика, скульптурные портреты Льва Толстого, Ильи Репина и других великих современников художника соберутся здесь из нескольких музейных и частных коллекций.

Паоло Трубецкой
«Извозчик»
1898
Государственный Русский музей


«Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции»

Эрмитаж, Санкт-Петербург, 6 декабря – 26 февраля

www.hermitagemuseum.org

Имя Мариано Фортуни во всем мире употребляется в двух качествах — как знаменитого дизайнера и производителя тканей, которые делают и сегодня, а также как выдающегося коллекционера, именем которого назван невероятный венецианский музей с собранием артефактов от античности до середины XX века. Этот музей — бывший дом Фортуни, переданный наследниками в дар Италии после его смерти в 1949 году. Часть сокровищ этого дома, включая ткани и платья дизайнера, станут участниками выставки в Эрмитаже.

Мариано Фортуни
Ткань зеленого цвета с узором с изображением герба, увенчанного короной
XVI в.
Государственный Эрмитаж


«Арт-эксперимент. Игровая площадка: от Нью-Йорка до Москвы»

Музей современного искусства «Гараж», Москва, 24 декабря – 10 января

www.garagemca.org

«Арт-эксперимент» — один из самых увлекательных ежегодных серийных проектов. «Гараж» разбивает этот своего рода интерактивный лагерь каждый декабрь и приглашает к участию художников, дизайнеров и архитекторов и, конечно, зрителей — детей и взрослых. В этом сезоне здесь представят версию проекта с говорящим названием «The Playground Project», придуманного швейцарским куратором и урбанистом Габриэлой Буркхальтер и посвященного уличным детским игровым площадкам всего мира. Порезвиться на экспериментальных горках и качелях традиционно смогут все.

bernardluginbuhl

Бернхард Лугинбюль
«Маленький циклоп» (1967)
1972
Кунстхаус в Цюрихе


«Сергей Эйзенштейн»

Мультимедиа Арт Музей, Москва, до 26 февраля

www.mamm-mdf.ru

Главным юбилейным проектом в честь 20-летия музея можно считать и невероятную выставку Александра Родченко, прошедшую осенью, но сама основатель музея так не считает. Именно экспозицию «Сергей Эйзенштейн» Ольга Свиблова называет «мегапроектом», который займет почти всё пространство МАММ. Сюда привезут всё: рисунки великого режиссера, графические раскадровки нереализованных фильмов, редкие фотографии и другие артефакты. Бонусом станут работы русских и западных авангардистов, повлиявших на творчество Эйзенштейна.

sergeieisenstein2

Сергей Эйзенштейн на съемках фильма «Старое и новое» («Генеральная линия»)
1929
Государственный центральный музей кино


«Багатели» Василия Кандинского

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 20 декабря – 12 февраля

www.arts-museum.ru

Пожалуй, это самая крупная выставка к 150-летию одного из основоположников абстракции Василия Кандинского, которую удосужились сделать наши музеи. Даже несмотря на то, что здесь практически не будет живописных полотен мастера, благодаря которым он стал «одним из самых дорогих русских художников». Зато будет масса других уникальных раритетов — его живопись на стекле, акварели и рисунки, созданные в 1915–1920 годах и любовно собранные в Пушкинском из нескольких российских музеев.

wassily_kandinsky

Василий Кандинский
«Иматра»
1917
ГМИИ им. А.С. Пушкина


«Рассказы»

Институт русского реалистического искусства, Москва, с 1 декабря

www.rusrealart.ru

Институт русского реалистического искусства, частный московский музей, принадлежащий миллиардеру Алексею Ананьеву, отмечает 5-летний юбилей. В честь этого в институции происходит реэкспозиция на всех трех этажах и открывается выставка «Рассказы», в которой будут представлены ранее не выставлявшиеся картины, а также новые поступления в коллекцию мецената. Посмотреть есть на что: работы Константина Коровина, Семена Файбисовича, Юрия Пименова и многих других известных художников будут участвовать в выставках.

ypimenov2

Юрий Пименов
«Стюардесса»
1973
ИРРИ


 «Голоса воображаемого музея Андре Мальро»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 1 декабря – 12 февраля

www.arts-museum.ru

«Воображаемым музеем» назвал свое знаменитое эссе 1947 года выдающийся французский культуролог и мыслитель Андре Мальро. В нем он рассматривал процессы смены стилей и направлений в мировом искусстве на протяжении нескольких столетий, которые назвал метаморфозами. Именно эти трансформации в искусстве и будет показывать Пушкинский на своей масштабной выставке, для которой здесь собирают экспонаты из Лувра, музеев Прадо и д’Орсе и многих других.

rembrandt

Рембрандт Харменс ван Рейн
«Портрет старушки»
1654
ГМИИ им. А.С. Пушкина


«Ясумаса Моримура. История Автопортрета»

ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 31 января – 26 февраля

www.arts-museum.ru

Ровно десять лет назад в Москву уже привозили Ясумасу Моримуру, японскую звезду современного искусства, работающего в стилистике травести-арта и стоящего в одном ряду с легендарной Синди Шерман. Как и его американская коллега, он — человек с тысячью лиц, мастер перевоплощений. Правда, в отличие от Шерман, известность японцу принесли его автопортреты в виде собратьев-художников и исторических личностей (от Ван Гога до Фриды Кало и Че Гевары) и героев известных картин — то он представал барменшей с полотна Ренуара, то вермееровской девушкой с жемчужной сережкой.

Yasumasa Morimura
Daughter of Art History, Theater A
1989 
© Yasumasa Morimura. The J. Paul Getty Museum, Los Angeles