В одном из самых изысканных музеев Парижа, Музее Жакмар-Андре, открылась выставка творений Рембрандта. Экспозиция сформирована вокруг трех работ голландского мастера, происходящих из коллекции банкира Эдуара Андре и его супруги, художницы Нели Жакмар. Они хранятся в великолепном особняке на бульваре Осман, построенном в 1875 году, где, собственно, сейчас и находится музей.

Полотно «Христос в Эммаусе» 1629 года относится к лейденскому периоду творчества Рембрандта, времени, когда мастер экспериментировал со светотенью, раскрывая психологию героев библейских и исторических сюжетов. Две другие работы — написанный в годы так называемого амстердамского триумфа «Портрет Амалии ван Сольмс» (1632), жены принца Фредерика-Генриха Оранского-Нассау, и «Портрет Арнольда Толинкса» (1656), являющийся образцом вершины карьеры уже овеянного славой художника, Рембрандта «позднего».

В качестве обрамления этих трех вещей и, соответственно, трех этапов творчества голландца выставка представляет его произведения, живопись и графику из собраний разных музеев — Лувра, Рейксмюзеума, нью-йорского музея Метрополитен, Музея истории искусства Вены и других.

rembrandt_louvre_autoportrait_tete_nue

«Self-portrait with Gold Chain»
1633
© RMN-Grand Palais (musée du Louvre) / Hervé Lewandowski

Так, к примеру, ранние годы иллюстрированы офортами из Fondation Custodia, частного фонда, осмотр сокровищ которого доступен лишь узкому кругу посвященных. Это «Портрет отца» 1630 года и «Автопортрет в шарфе и берете» 1633 года. Государственный Эрмитаж привез на гастроли в Париж настоящую жемчужину своей коллекции — «Саскию в образе Флоры» 1634 года, портрет первой жены художника Саскии ван Эйленбух, написанный в год свадьбы. Два офорта 1634 и 1636 годов «Ecce Homo» («Се человек») поступили из лондонской Национальной галереи и Национальной библиотеки Франции. Также любопытно зрителю будет сравнить уже упомянутую картину «Христос в Эммаусе» из Музея Жакмар-Андре с полотном из Лувра 1648 года и посмотреть, как Рембрандт интерпретировал сюжет, вернувшись к нему через девятнадцать лет.

rembrandt_le-repas

«The supper at Emmaus»
1629
© Paris, musée Jacquemart-André — Institut de France / Studio Sébert Photographes

rembrandt_portrait-de-la-princess

«Portrait of Princess Amalia van Solms»
1632
© Paris, musée Jacquemart-André Institut de France / Studio Sébert Photographes

«Portrait of the artist in oriental dress» 
1631-1633
© Petit Palais / Roger-Viollet

«Portrait of Doctor Arnold Tholinx»
1656
© Paris, musée Jacquemart-André Institut de France / Studio Sébert Photographe

rembrandt_ritoccata

«Old man in oriental dress»
1632
© The Metropolitan Museum of Art, Dist. RMN-Grand Palais / image of the MMA

rembrandt_stockholm_jeune_fille_a_la_fenetre_web

«The Kitchen Maid»
1651
© Åsa Lundén / Nationalmuseum

rembrandt_tours_fuite_en_egypte_web

«The Flight into Egypt»
Circa 1627
© musée des Beaux-Arts de Tours

rembradt_gemaldegalerie_le_riche_web2

«Parable of the Rich Man»
1627
© bpk / Gemäldegalerie, SMB / Jörg P. Anders

rembrandt_khm_titus_lisant

«Titus Reading Aloud»
 1658
© KHM-Museumsverband

rembrandt_hermitage_flora

«Saskia as Flora»
1634
© The State Hermitage Museum / Vladimir Terebenin

rembrandt_le-repas1

«Pilgrims at Emmaus or The Supper at Emmaus»
1648
© RMN Grand Palais musée du Louvre) / Adrien Didierjean

Das Opfer des Manoah

«The Sacrifice of Manoah»
Circa 1635
© RMN-Grand Palais / Jörg