Музей Met Breuer на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке заново открывает наследие самого парадоксального фотографа ХХ столетия, Дианы Арбус (1923–1971), о которой писатель Норман Мейлер однажды сказал: «Давать Арбус камеру — всё равно что разрешить ребенку играть с гранатой».
Сотня (из них семьдесят зритель увидит впервые) работ американки с еврейскими корнями (в девичестве ее звали Диана Немеров) представляет начало нового этапа ее карьеры, 1956–1962 годы.
Это было время поиска собственного стиля, за который ее возносили, критиковали и которому впоследствии подражали. Коллекционеры сегодня оценивают фотографии Арбус весьма высоко. К примеру, ее работа «Близнецы», в 2004 году проданная за $478 400, занимает шестое место в списке самых дорогих фотографий в мире. Большая часть снимков, представленных на выставке, сделана в Нью-Йорке, где Арбус жила, на Таймс-сквер, в Нижнем Ист-Сайде, на Кони-Айленде. Фотографии детей, семейных пар, одиноких женщин, цирковых артистов, прохожих на Пятой авеню фиксируют характерный образ эпохи.
Диана происходила из весьма состоятельной семьи владельцев мехового магазина. Кстати, биографический фильм о ней, снятый в 2006 году с участием Николь Кидман и Роберта Дауни-младшего, так и назывался «Мех».
Против воли родителей восемнадцатилетняя Диана выходит замуж за начинающего актера Аллана Арбуса, который дарит жене ее первую 35-миллиметровую фотокамеру (в 1962 году она перейдет на Rolleiflex).
Так Арбус постепенно начинает открывать для себя возможности фотографии и выражения через нее собственного мироощущения. Она знакомится с Ричардом Аведоном, сотрудничает с журналом Vogue, однако фэшн-сьемка не сильно ее привлекает. Своих первых моделей она находит в нью-йоркских клубах трансвеститов. Сильное влияние на нее оказывает фильм Тода Броунинга «Уродцы» 1932 года, где снимались циркачи с физическими отклонениями.
Самоубийство Арбус, причиной которого многие называют шизофрению и участившиеся депрессии, превратило ее жизнь в романтический миф.
Фотографии, представленные на только что открывшейся выставке, происходят из архива, переданного в 2007 году в дар музею дочерьми фотографа, Эми и Дун Арбус.