Музей Met Breuer на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке заново открывает наследие самого парадоксального фотографа ХХ столетия, Дианы Арбус (1923–1971), о которой писатель Норман Мейлер однажды сказал: «Давать Арбус камеру — всё равно что разрешить ребенку играть с гранатой».

Сотня (из них семьдесят зритель увидит впервые) работ американки с еврейскими корнями (в девичестве ее звали Диана Немеров) представляет начало нового этапа ее карьеры, 1956–1962 годы.

Это было время поиска собственного стиля, за который ее возносили, критиковали и которому впоследствии подражали. Коллекционеры сегодня оценивают фотографии Арбус весьма высоко. К примеру, ее работа «Близнецы», в 2004 году проданная за $478 400, занимает шестое место в списке самых дорогих фотографий в мире. Большая часть снимков, представленных на выставке, сделана в Нью-Йорке, где Арбус жила, на Таймс-сквер, в Нижнем Ист-Сайде, на Кони-Айленде. Фотографии детей, семейных пар, одиноких женщин, цирковых артистов, прохожих на Пятой авеню фиксируют характерный образ эпохи.

Diane Arbus in New York

Диана происходила из весьма состоятельной семьи владельцев мехового магазина. Кстати, биографический фильм о ней, снятый в 2006 году с участием Николь Кидман и Роберта Дауни-младшего, так и назывался «Мех».

Против воли родителей восемнадцатилетняя Диана выходит замуж за начинающего актера Аллана Арбуса, который дарит жене ее первую 35-миллиметровую фотокамеру (в 1962 году она перейдет на Rolleiflex).

DianeArbus3

Так Арбус постепенно начинает открывать для себя возможности фотографии и выражения через нее собственного мироощущения. Она знакомится с Ричардом Аведоном, сотрудничает с журналом Vogue, однако фэшн-сьемка не сильно ее привлекает. Своих первых моделей она находит в нью-йоркских клубах трансвеститов. Сильное влияние на нее оказывает фильм Тода Броунинга «Уродцы» 1932 года, где снимались циркачи с физическими отклонениями.

Самоубийство Арбус, причиной которого многие называют шизофрению и участившиеся депрессии, превратило ее жизнь в романтический миф.

DianeArbus5

Фотографии, представленные на только что открывшейся выставке, происходят из архива, переданного в 2007 году в дар музею дочерьми фотографа, Эми и Дун Арбус.