Первая персональная выставка известного творческого дуэта, датчанина Микаэля Элмгрина (1961) и норвежца Ингара Драгсета (1969), ныне живущих в Берлине, проходит в Тель-Авивском художественном музее.

Вместе художники работают с 1995 года, и за это время успели провести немало исследований связей самых разных жанров искусства: масштабной инсталляции, перформанса, скульптуры, театра, а также принять участие в проектах Венецианской биеннале 2003 и 2009 годов и Биеннале в Сан-Паулу 2002 года. Их выставки проходили в музеях Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме, Виктории и Альберта в Лондоне, Центре Помпиду в Париже. Переосмысление классического конного портрета — скульптура мальчика на лошадке-качалке работы Элмгрина и Драгсета в 2012 году украшала четвертый пьедестал на Трафальгарской площади Лондона.

Прославленный скандинавский дуэт назначен кураторами XV Стамбульской биеннале современного искусства, которая пройдет с 16 сентября по 12 ноября 2017 года.

Художники-провокаторы изучают тонкую грань, проходящую между личным и коллективным, бросая вызов привычному ходу вещей, состоянию социальных структур, представлению о пространстве и трансформируя вот это всё на глазах у публики.

Процесс был с успехом продолжен в проекте «Powerless Structures». Он представляет собой серию интервенций в залы Тель-Авивского художественного музея, построенного по проекту архитекторов Дана Эйтана и Ицхака Яшара. Части серии разбросаны по всему зданию, поэтому их еще нужно поискать.

В середине маршрута, ведущего в галереи и концертный зал, зритель в буквальном смысле слова наталкивается на работу «Современный Моисей» (2006). Весьма натурально воспроизведенная восковая фигурка младенца лежит в люльке на холодном мраморном полу под банкоматом — современная интерпретация библейской истории о Моисее, брошенном на просторах неолиберальной экономической системы. Реакция публики на это произведение бывает эмоциональной, люди начинают немедленно вызывать полицию, поэтому у люльки музей выставил дежурного смотрителя.

ElmgreenDragset2

Инсталляция «Другие ландшафты» (2016), которую можно видеть на нижнем уровне музея, имитирует технический монтаж вывески якобы будущей выставки Матисса.

ElmgreenDragset6

Под потолком самого большого галерейного пространства музея на пожарной лестнице в задумчивости сидит юноша. Работу под названием «Будущее» 2014 года художники показывают вместе с полноразмерной копией фрагмента Берлинской стены («До тех пор, пока она тянется») высотой 3,6 м и длиной 33 м.

Здесь же в витрину помещен оригинальный уличный знак Циммерштрассе, улицы в непосредственной близости от КПП «Чарли», где происходило достопамятное «противостояние» советских и американских танков в октябре 1961 года.

ElmgreenDragset4

Инсталляция «Портреты художника» (2014) розовыми прямоугольниками несуществующей пары портретов маркирует стену зала по соседству с произведениями западноевропейского искусства XVI–XIX веков.

ElmgreenDragset5

Не меньшим сюрпризом для зрителя становится и «Ящик для пожертвований» (2006) — прозрачная емкость, наполненная самыми неожиданными предметами, как то: изношенные кроссовки, ключ от автомобиля, билет на самолет, пачка презервативов, какая-то мелочь. Вот только щель в коробке, куда обыкновенно бросают деньги, наглухо запаяна.

ElmgreenDragset7