Сын сапожника, уроженец города Хлыновск, русский живописец Кузьма Петров-Водкин (1878–1939) занимает особое место в отечественной живописи ХХ века. Его полотна и, разумеется, самое известное — «Купание красного коня» 1912 года отличает монументальность стиля, изысканная цветовая палитра, необычное преображение пространства и восприятие каждого фрагмента почти с космической точки зрения.
В Русском музее, обладающем крупнейшей коллекцией живописи и графики Петрова-Водкина, открывается выставка, в задачу которой входит не только продемонстрировать уникальность творческого метода мастера, но и показать его как педагога.
Петров-Водкин вел преподавательскую деятельность более двадцати лет: с 1910 по 1915 год в Школе (студии) Званцевой в Петербурге, с 1918 по 1932 год в Академии художеств, где был профессором. Кстати, к Званцевой Петрова-Водкина привел себе на смену Лев Бакст.
Открывающаяся выставка впервые покажет творчество «званцевцев», выпускников студии, как явление с определенным экспрессионистическим почерком.
В самые разные годы в «круг Петрова-Водкина» входили Павел Голубятников, Николай Ионин, Татьяна Купервассер, Израиль Лизак, Фавста Шихманова, Владимир Малагис, Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Герасим Эфрос, Надежда Лермонтова, Александр Самохвалов, Петр Соколов, Леонид Чупятов. Прошедшие курс «науки видеть», все они состоялись как независимые художники, каждый со своей мощной индивидуальностью.
В экспозицию вошло около двухсот произведений живописи и графики из коллекции Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея РАХ, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и других музеев и частных собраний.