В этом году отмечается 150-летие со дня рождения Льва Бакста, одного из самых оригинальных художников начала XX века, сценографа, ставшего законодателем европейской моды на экзотику и ориентализм.

Юбилей сопровождает череда выставочных мероприятий. Первое уже прошло в Санкт-Петербурге, в Русском музее, в чьей коллекции хранится, пожалуй, самое внушительное собрание работ художника. Однако зритель этого не почувствовал, и выставка получилась по объему весьма скромной. В поделенном на четыре зала пространстве было показано лишь сто произведений Бакста, по которым не очень-то было и ясно, почему Париж в свое время был «пьян от искусства» этого «невского пиквикианца» — так называли себя члены художественного содружества «Мир искусства», куда входил Бакст.

Целый зал в Русском музее был посвящен экспериментам художника в области дизайна тканей: эскизы орнаментов и образцы материй, относящихся к 1920-м годам, предоставила галерея «Наши художники».

Их покажут и в Москве на открывающейся на днях выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Кроме того, в экспозицию войдут костюмы из коллекции историка моды Александра Васильева, выполненные по эскизам Бакста для модных домов Жанны Пакен и Поля Пуаре.

LeonBakst2

Кураторы Наталья Автономова (зав. отделом личных коллекций ГМИИ) и Джон Э. Боулт (директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии) попытались ухватить многогранность Бакста и показать его со всех сторон.

Экспозиция тематически делиться на жанры, в которых высказался художник: театр, печатная графика, мода, портрет, пейзаж, панно. К слову, многие ли знают, что Бакст также разрабатывал дизайн причесок, париков, драгоценностей, сумочек, писал статьи о дизайне, читал лекции в Европе и Америке о моде и современном искусстве, увлекался фотографией и кино, оставил после себя полный интригующими подробностями автобиографический роман «Моя душа открыта»?

«Бакст для выставок очень сложен. С наскока его не возьмешь», — объясняет Наталья Автономова. —Многогранность, блеск и безудержная фантазия лежали в основе творческого метода художника, и, возможно, являлись тщательно продуманной формой его существования. В этом одна из причин того, что серьезной ретроспективы Бакста до сих пор не состоялось. Проводились только камерные выставки».

LeonBakst7

Военачальник
Эскиз костюма для постановки трагедии Эврипида «Ипполит»
Александринский театр, Санкт-Петербург
1902
Юноша, сопровождающий Орфея в храм
Старец из окружения Орфея и Эвридики
Эскизы костюмов к балету на музыку Ж-Ж. Роже-Дюкасса «Орфей»
1914

Экспозиция в ГМИИ им. А. С. Пушкина развернется сразу на двух площадках — в главном здании и в двух залах Музея личных коллекций. Зритель увидит свыше четырех сотен картин, рисунков, фотографий. Среди хитов — «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, Русский музей), «Автопортрет» (1893, Русский музей), «Terror Antiquus» (1905–1908, Русский музей), эскиз костюма для Иды Рубинштейн в партии Клеопатры (балет «Клеопатра»), эскиз костюма к балету «Синий Бог» (1912, Центр Помпиду, Париж), и, наконец, костюм для Вацлава Нижинского к спектаклю «Видение розы», созданный по рисункам Льва Бакста (передан Брониславой Нижинской в музей Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой).

LeonBakst9

Эскиз костюмов двух Беотиек 
Эскиз костюма Беотийца
к балету «Нарцисс» Н.Н. Черепнина
Около 1911
Эскиз костюма для Вацлава Нижинского
в партии Фавна к балету «Послеполуденный отдых фавна»
1912