Поводом для ретроспективы мастера стала коллаборация с часовой мануфакторой Bovet
«Удивительным мастером и большим художником» назвала знаменитого казанского ювелира директор кремлевских музеев Елена Гагарина на открытии выставки в Успенской звоннице Кремля. Сорокавосьмилетний Ильгиз Фазулзянов стал первым из современных ювелиров, кто удостоился чести быть выставленным в Кремле. Более того, в собрании Кремлевских музеев есть пять его работ, включая невероятной красоты сет «Бабочки», серьги и кольцо, за которые ювелир получил Гран-при International Jewellery Design Excellence Award в Гонконге.
В ретроспективу произведений мастера, выполненных в течение последних двадцати лет, вошло более ста его удивительных работ, вдохновленных искусством модерна и ар-деко. В основном из частных коллекций со всего мира. Здесь же выставлены и несколько уникальных часов Bovet, одной из старейших часовых мануфактур Швейцарии с почти 200-летней историей, сделанных в сотрудничестве с Ильгизом Фазулзяновым.
Глава Bovet Паскаль Раффи рассказал ARTANDHOUSES об их встрече и сотрудничестве с брендом ювелира Ilgiz F.
Как и где вы увидели работы Ильгиза? Какое первое впечатление они на вас произвели?
Он настоящий художник, истинный гений! Должен заметить, что я знаком с творчеством очень многих художников, вся моя жизнь — это встречи с искусством. В работах Ильгиза я увидел главное, что должно быть в искусстве, – эмоции. Это нелегко. Я увидел гения с большим сердцем, которое не может лгать.
Мы «встретились» в октябре 2013 года в Женеве. Совершенно случайно мой взгляд упал на витрину ювелирного магазина в одном из роскошных отелей, где была выставлена одна-единственная вещь. Уже на второй секунде я сказал: «Я хочу видеть это искусство на моем циферблате!»
Посмотрел на имя — Ilgiz F. Погуглил, выяснил, что это Ильгиз Фазулзянов из Казани. Потом позвонил и попросил его встретиться.
Что вас так поразило?
Когда вы работаете в часовой индустрии, то знаете все про школы гравировки и эмали, смеси техник… Девяносто девять процентов таких мастеров приходит из Швейцарии или Франции. И когда ты видишь, что русский ювелир достиг таких высот, ты понимаешь, что нашел что-то исключительное!
В 2001 году, когда я пришел в руководство Bovet, меня называли «джентльменом старого стиля в Швейцарии», о-о-очень старого стиля. Знаете почему? Я защищал старые техники гравировки часов, эмалирования, и все считали, что я сумасшедший. В то время главными ориентирами для всех часовщиков была глобализация и увеличение количества производимых часов. И всегда на эти доводы я отвечал, что главное — уникальность, а также передача ваших знаний и умений потомкам.
Сейчас все хотят заниматься искусством. Куда ни глянь, искусство везде — в журналах, в интернете, на улицах и в домах. Я и Ильгиз занимаемся искусством не потому, что это модно. Искусство у нас в крови. И когда ты занимаешься искусством с открытым сердцем, оно становится уникальным. И моя задача — открыть для всего мира искусство русского художника.
Ранее вы делали коллаборации с кем-то из русских художников или ювелиров?
Нет, никогда. Несколько лет назад я впервые попал в Россию, в Музеи Кремля. Раньше я изучал политические науки, и поэтому для меня было большим открытием все то искусство, которое хранится в Кремле. В особенности, конечно, русское искусство.
Других художников привлекали к работе?
Да, с четырьмя европейскими миниатюристами мы работали, включая мадам Роша. Но их отличие от Ильгиза в том, что все они только расписывали миниатюрами циферблаты, а он владеет десятками различных техник, которые вы можете видеть на выставке в Кремле.