Открывается первая из серии выставок EXTENSION, в рамках которой в течение года покажут актуальную художественную сцену разных стран мира
EXTENSION — флагманский проект «Триумфа». До 13 марта 2016 в галерее на Ильинке можно увидеть групповую выставку художников (более 20 авторов) из Румынии. Следующие групповые выставки будут посвящены художникам из Азербайджана, Южной Кореи и Ирана. Помимо показа самих работ у галереи запланирована обширная публичная программа с дискуссиями и лекциями приглашенных кураторов, которая пройдет совместно с Музеем современного искусства «Гараж» в Лектории музея.
Совладелец галереи Дмитрий Ханкин так комментирует старт проекта: «Триумф» — галерея с проектным видением, у нас нет ни одной выставки, которая не продолжена следующей. У нас есть проект «Метод» — парные выставки русского художника и зарубежного, или русского, живущего за рубежом. Цель таких проектов — показать, что у нас единый универсальный изобразительный язык, общность тем и подходов, один мир, но разные акценты. С одной стороны, проект EXTENSION вырос из «Метода», а с другой, из нашего интереса к «метагеографии» — к общему полю вопросов, относящихся к пространству. Нам интересны темы создания и функционирования культурных ландшафтов. Мы наблюдаем развитие феномена локальности, когда локальный контекст становится глобальным. Этот феномен превращает некогда периферийные площадки арт-сцены в конкурентноспособные».
В выставке принимают участие художники, главным образом, из Бухареста и Клуж-Напока: две крупные художественные школы Румынии базируются именно в этих городах, поэтому логично было построить выставку по географическому принципу — Западная Румыния и Восточная Румыния. В состав EXTENSION.RO вошли известные и начинающие художники — представители поколения 1990-х и 2000-х, чья карьера пришлась на становление и относительную зрелость коммерческого рынка искусства в стране. И главная цель этой выставки представить некий срез — что сейчас представляет собой современная арт-сцена в двух регионах Румынии.
Один из кураторов выставки румынских художников Яна Смурова рассказала о том, почему румынская арт-сцена сегодня вызывает такой неподдельный интерес: «Возникло поколение художников, которые вышли из Румынии и вдруг стали очень известны и востребованы на Западе. Например, Адриан Гение (Adrian Ghenie), который стал самым дорогим румынским художником после Константина Бранкузи. Или Чиприан Муресан, Сербан Саву, Мариус Берчеа, Виктор Манн — тоже активно выставляются в разных странах. Они вдруг стали звездами, хотя им не больше сорока лет. Именно благодаря их деятельности проснулся интерес к Румынии. Все они происходят из города под названием Клуж-Напока — столицы Трансильвании, и являются выпускниками местного Университета искусств и дизайна. Во многом своей популярностью они обязаны активностью румынской галереи Plan B, открывшейся в 2005 году, а через три года создавшей филиал в Берлине. Появился даже бренд «клужская школа», деятельность этих художников выходит за рамки только лишь живописи, они делают и скульптуры, и объекты. Они ближе к Западной Европе, в истории этого региона вообще сильно влияние западноевропейской истории.
Арт-сцена Восточной Румынии и Бухареста отличается огромным разнообразием, гротеском, архаичностью, юмором; большой город все же диктует свои правила. Искусство бухарестских художников обращается к внутренним проблемам и темам, направлено как бы вовнутрь, их интересует психологизм, философия. Идеи дадаистов нашли здесь благодарную почву, для бухарестской школы характерно обращение к традициям искусства начала XX века и некий академизм».
Румыния стала интересна кураторам проекта еще по одной причине — исторической. После распада СССР развитие стран бывшего соцлагеря выпало из поля зрения. А ведь эволюция современного искусства в наших странах шла параллельно. Такая же разруха 90-х, когда после Румынской революции 1989 года всем было не до искусства, и художники оказались на обочине социальной жизни. В 2000-е выросла уже другая генерация. Румыния была социалистической, а сегодня она уже часть ЕС. Как происходит ее интеграция с таким историческим прошлым и показывает выставка.
Галерея «Триумф» отличается активной выставочной деятельностью. Из совсем недавних громких проектов стоит выделить сразу два, которые представляли российский contemporary art на параллельной программе Венецианской биеннале — «001. Inverso Mundus» ар-группы AES+F и инсталляция «Соversion» Recycle Group в ныне работающей церкви Святого Антонина, основанной в VII веке.