Открывается первая из серии выставок EXTENSION, в рамках которой в течение года покажут актуальную художественную сцену разных стран мира

EXTENSION — флагманский проект «Триумфа». До 13 марта 2016 в галерее на Ильинке можно увидеть групповую выставку художников (более 20 авторов) из Румынии. Следующие групповые выставки будут посвящены художникам из Азербайджана, Южной Кореи и Ирана. Помимо показа самих работ у галереи запланирована обширная публичная программа с дискуссиями и лекциями приглашенных кураторов, которая пройдет совместно с Музеем современного искусства «Гараж» в Лектории музея.

Совладелец галереи Дмитрий Ханкин так комментирует старт проекта: «Триумф» — галерея с проектным видением, у нас нет ни одной выставки, которая не продолжена следующей. У нас есть проект «Метод» — парные выставки русского художника и зарубежного, или русского, живущего за рубежом. Цель таких проектов — показать, что у нас единый универсальный изобразительный язык, общность тем и подходов, один мир, но разные акценты. С одной стороны, проект EXTENSION вырос из «Метода», а с другой, из нашего интереса к «метагеографии» — к общему полю вопросов, относящихся к пространству. Нам интересны темы создания и функционирования культурных ландшафтов. Мы наблюдаем развитие феномена локальности, когда локальный контекст становится глобальным. Этот феномен превращает некогда периферийные площадки арт-сцены в конкурентноспособные». 

В выставке принимают участие художники, главным образом, из Бухареста и Клуж-Напока: две крупные художественные школы Румынии базируются именно в этих городах, поэтому логично было построить выставку по географическому принципу — Западная Румыния и Восточная Румыния. В состав EXTENSION.RO вошли известные и начинающие художники — представители поколения 1990-х и 2000-х, чья карьера пришлась на становление и относительную зрелость коммерческого рынка искусства в стране. И главная цель этой выставки представить некий срез — что сейчас представляет собой современная арт-сцена в двух регионах Румынии.

Zoltan Bela, "Real Estate take off", 2013

Zoltan Bela, «Real Estate take off», 2013

Один из кураторов выставки румынских художников Яна Смурова рассказала о том, почему румынская арт-сцена сегодня вызывает такой неподдельный интерес: «Возникло поколение художников, которые вышли из Румынии и вдруг стали очень известны и востребованы на Западе. Например, Адриан Гение (Adrian Ghenie), который стал самым дорогим румынским художником после Константина Бранкузи. Или Чиприан Муресан, Сербан Саву, Мариус Берчеа, Виктор Манн — тоже активно выставляются в разных странах. Они вдруг стали звездами, хотя им не больше сорока лет. Именно благодаря их деятельности проснулся интерес к Румынии. Все они происходят из города под названием Клуж-Напока — столицы Трансильвании, и являются выпускниками местного Университета искусств и дизайна. Во многом своей популярностью они обязаны активностью румынской галереи Plan B, открывшейся в 2005 году, а через три года создавшей филиал в Берлине. Появился даже бренд «клужская школа», деятельность этих художников выходит за рамки только лишь живописи, они делают и скульптуры, и объекты. Они ближе к Западной Европе, в истории этого региона вообще сильно влияние западноевропейской истории. 

Adrian Preda, "Commerson dolphins", 2011

Adrian Preda, «Commerson dolphins», 2011

Арт-сцена Восточной Румынии и Бухареста отличается огромным разнообразием, гротеском, архаичностью, юмором; большой город все же диктует свои правила. Искусство бухарестских художников обращается к внутренним проблемам и темам, направлено как бы вовнутрь, их интересует психологизм, философия. Идеи дадаистов нашли здесь благодарную почву, для бухарестской школы характерно обращение к традициям искусства начала XX века и некий академизм». 

Sandor Szas, "Empire", 2015

Sandor Szas, «Empire», 2015

Румыния стала интересна кураторам проекта еще по одной причине — исторической. После распада СССР развитие стран бывшего соцлагеря выпало из поля зрения. А ведь эволюция современного искусства в наших странах шла параллельно. Такая же разруха 90-х, когда после Румынской революции 1989 года всем было не до искусства, и художники оказались на обочине социальной жизни. В 2000-е выросла уже другая генерация. Румыния была социалистической, а сегодня она уже часть ЕС. Как происходит ее интеграция с таким историческим прошлым и показывает выставка.

GeorgeAnghelescu

George Anghelescu, «MÖRDER», 2015

Галерея «Триумф» отличается активной выставочной деятельностью. Из совсем недавних громких проектов стоит выделить сразу два, которые представляли российский contemporary art на параллельной программе Венецианской биеннале — «001. Inverso Mundus» ар-группы AES+F и инсталляция «Соversion» Recycle Group в ныне работающей церкви Святого Антонина, основанной в VII веке.