Художница из Санкт-Петербурга Ася Козина придумывает и создает замысловатые костюмы и аксессуары из обыкновенного ватмана. Козина работает на стыке моды, современного и декоративно-прикладного искусства: серия «Монгольские свадебные костюмы» похожа и на этнографическое исследование, и на фэшн-эксперимент, а недавняя коллекция «Бумажные парики эпохи барокко» объединяет исторический подход с полетом художественной мысли.
В Украине, на родине художницы, филигранная резьба по бумаге называется «вытынанка»; ею Ася занималась с детства. «Одной из первых моих силуэтных вытынанок была миниатюра о японском самурае и гейше — уже тогда мне нравилось детально изображать сложносочиненные костюмы персонажей», — вспоминает художница. Профессионалом по бумажной пластике Ася стала в Черкасском национальном университете, после окончания которого она организовала выставку «Исторические костюмы» из 27 работ.
Художница признает, что с тех пор сильно эволюционировали и ее техника, и способы работы с инструментами и материалом. «Ни один материал не дает таких возможностей, как бумага: ее можно резать и создавать графические работы, а можно сгибать и получать скульптурные объекты, — рассказывает Козина. — Белая бумага самодостаточна, она изумительно передает рельеф и градацию светотени, она скульптурна. У меня была пара проектов и с цветной бумагой, но белая для меня незаменима. Никакой другой материал мне так не понятен. Я беру бумагу — и это продолжение моих рук. Чаще всего, это искусство ради искусства, эстетика ради эстетики, без какого-либо практического смысла».
Специализация Козиной — бумажные куклы в костюмах разных эпох, костюмы по мотивам национальных предметов одежды и необычные аксессуары. Первые свадебные костюмы были созданы на заказ для российского бренда нижнего белья, позднее художница изготовила коллекцию платьев по мотивам монгольских свадебных костюмов. Кроме этого в портфолио Козлиной — куклы-невесты в нарядах, традиционных для самых разных стран и этносов: от Японии, Палестины и Германии до Казахстана и Марокко. «Меня всегда интересовала история моды, всё то прошлое, которые сделало нас тем, кто мы есть сегодня, — говорит художница. — Мои куклы безликие, в них нет придуманного мной характера, они словно сосуд, в который можно попасть и примерить на себя тот или иной образ». Козина планирует расширить серию «Свадебные платья народов мира», а с начала 2016 года работает над арт-проектом в галерее «Гридчинхолл».