В Конгресс-центре прошел Круглый стол на тему: «Стрит-арт и граффити в контексте городской архитектуры: тенденции и проблемы». Участники активно обсуждали пользу граффити для города и пытались определить условия существования уличного искусства в городе.

Круглый стол по времени и месту проведения совпал с ежегодной встречей президента с журналистами, что не могло не внести суматоху в ряды экспертов по уличному искусству. До Конгресс-центра добрались не все, зато самые стойкие бодро обсуждали животрепещущие вопросы, а таких накопилось немало. Стрит-арт можно увидеть в Москве не только на окраинах и в промзонах, но и на центральных улицах. Его существование уже невозможно не замечать, граффити вышло из подполья. Поэтому назрела потребность поговорить о нем обстоятельно – нужно ли граффити городу или нет?

10265353_964756353597280_2158617872746663428_o-2

Инициатором дискуссии выступила Москомархитектура, отвечающая за архитектурно-художественный облик города. Поучаствовать в разговоре о формате существования граффити в городе пришли «уличные» художники (которые, правда, отмалчивались), кураторы-организаторы граффити-фестивалей, представители московских департаментов – культуры, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, а также средств массовой информации и рекламы города.

В 2013 году Департамент культуры города Москвы решил украсить город 150 легальными граффити в рамках фестиваля «Лучший город Земли», у которого появилась особая граффити-программа. По заказу ведомства значительную часть проектов выполнила компания НОВАТЕК АРТ. Свои работы представили как всемирно известные звезды стрит-арта со всего мира и уже получившие признание российские художники, так и начинающие авторы и студенты художественных ВУЗов.

EKobra

Граффити «Майя Плисецкая» авторства известного бразильского стрит-арт художника Eduardo Kobra на фасаде дома по адресу  Большая Дмитровка, дом 16. Работа создана в рамках Фестиваля «Лучший город Земли» в 2013-м году.

 В задачу фестиваля входило направить силу уличного искусства на благо города и сделать улицы Москвы ярче. Надо сказать, у них получилось. У департамента культуры были партнеры, для которых эти граффити  – имиджевая история, что выражалось в табличке-экспликации, на которой значились выходные данные: название работы, автор, имя партнера, благодаря которому проект осуществился.

Иван Пантелеев, директор по взаимодействию с органами власти НОВАТЕК АРТ: «Около 16 тысяч кв. м. было оформлено, в том числе мосты, эстакады, инженерная инфраструктура. Со временем власти Москвы поняли, что граффити может решать различные задачи – информационные, хозяйственные, культурные. По заказу Департамента промышленности, кстати, появилось самое большое граффити страны – в технополисе «Москва». Его нанесли на стену сборочного цеха автозавода «Москвич». Работа (изображение площадью десять тысяч квадратных метров) попала в российскую Книгу рекордов Гиннесса. На создание изображения ушло около недели и четыре тонны краски. В работе принимали участие более десяти московских художников».

10668973_964756360263946_62737957045601870_o-2

Граффити может решать различные задачи – информационные, хозяйственные, культурные

Граффити: в каком случае это искусство?

Официальная позиция властей гласит: «Для профессионалов это искусство, конечно, а вот для городских служб – это не искусство, а вандализм». При этом вдруг выяснилось, что искусство обязательно должно быть полезным, уместным и обдуманным, иначе это и не искусство-то вовсе. Удивительно, что сами художники, приглашенные к дискуссии, в оценке граффити как художественного произведения выдавали следующие пассажи: «Если рисунок несет пользу, то тогда это можно оценивать как искусство. Есть же вот панк-рок, есть клубы, там у них своя атмосфера, у этих панков, вот пусть там и сидят, а везде не надо. Так надо поступать и с граффити».

Эркен Кагаров, вице-президент Академии графического дизайна, основатель и креативный директор студии Imadesign: «Безусловно, город надо поделить на зоны: заповедные для граффити, допустимые для разрисовки и промзоны, которые сейчас простаивают, где как раз можно потренироваться, выпустить пар. Эти территории могли бы стать туристическими объектами. Таких примеров множество в мировой практике. В Питере, например, сделали целый музей стрит-арта».

Территории с граффити могли бы стать туристическими объектами

Рекламные граффити

Сегодня в городе в сфере уличного искусства наблюдается некая подмена понятий. Так, за последний год появились работы, которые выглядят как граффити, но на самом деле являются коммерческой рекламой. До этого граффити-реклама практически не использовалась в России, несмотря на то, что за рубежом такие гиганты, как IBM, Sony, DHL, Mitsubishi и многие другие уже давно в полной мере оценили все преимущества подобного вида рекламы в сравнении с традиционными носителями.

Тут же встал вопрос, возможно ли привлечение спонсоров для реализации городских проектов? И тут развернулась главная острая дискуссия, из-за которой эстетические разногласия были полностью забыты, а на первый план закономерно вышел вопрос денег и рекламы.

Руководитель столичного департамента СМИ и рекламы Иван Шубин«Реклама в виде граффити недопустима в городе. Мы последние пять лет движемся в сторону упорядочивания рынка наружной рекламы, облика города, в этом смысле нельзя эти ваши калиточки приоткрывать и лазейки искать».

775062_964756270263955_4826422114736231101_o

Однако что делать, если нанесенное граффити – социальная реклама? Где тут водораздел? За последний год появилось большое количество работ патриотического характера. Это граффити? По законам уличного искусства – просто смешно их так называть.

Правда, для некоторых такой род граффити действительно стал возможностью обойти закон на запрет рекламных конструкций. Получается так, что конструкции вешать нельзя, но никто не говорил, что рекламу нельзя рисовать.

Иван Шубин: «Такие художества нужно нормативно регулировать, потому что они меняют облик города. Искусство – это когда мы пошли в Третьяковку и смотрим то, что нам хочется. Стены – это собственность. Решение о нанесении граффити должно приниматься на собрании собственников, не менее две трети голосов. Должен быть художественный совет, который бы во-первых, решал, что наносить, а во-вторых, каким образом это дальше будет существовать и на чьи деньги. Ведь есть самый тривиальный технический аспект. Как восстанавливать граффити, когда отваливается штукатурка? За чей счет?»

Место граффити в городе

Стрит-арт испытывает еще и сложность в каталогизации. Возможности мониторить появления новых граффити нет, да и отслеживать состояние старых тоже. А ведь это могло бы особенно активных граждан сподвигнуть на полезные вещи.

Участникам круглого стола предлагался слайд с вариантами расположения граффити в городском пространстве: историческая застройка, общественные пространства, внутридворовые пространства, современная типовая застройка и объекты, прилегающие к транспортной инфраструктуре. Тут в дискуссию включились представители департамента культурно-исторического наследия: «Историческая застройка – лакомый кусочек для стрит-арта, так как множество пешеходных зон дают возможность увидеть больше изображений. Мы не против граффити, но считаем, что нужно разбирать каждый отдельный случай. Москва как город, как единое пространство, складывалась сложно. Поэтому для нас нанесение граффити – возможно. Жизнь идет, поэтому мы готовы идти в ногу со временем».