В этом году в центре внимания модный дом Balenciaga. На то имеются причины: прошло сто лет с момента открытия первого бутика испанского кутюрье в Сан-Себастьяне и восемьдесят — парижского магазина марки на улице Георга V. В столице Франции, в Доме-музее Бурделя еще не завершила свою работу приуроченная к юбилеям выставка «Balenciaga. Working in Black» (до 16.07), где с творениями скульптора рифмуются туалеты дизайнера в черно-белой гамме, как в Лондоне уже готова к открытию ретроспектива легендарного модельера. Проект «Balenciaga. Shaping Moda» курирует Кэсси Дэвис-Строддер, сделавшая акцент на 1950-х и 1960-х годах — пике творческих экспериментов Кристобаля Баленсиаги (1895–1972), о котором Шанель сказала: «Только он умел скроить всё, собрать и сшить вручную. Другие — просто дизайнеры». Он, родившийся в скромной рыбацкой деревушке Гетария, и сам отличался скромностью: никогда не выходил на поклон после показа своих коллекций, избегал фотографов и за полвека творческой деятельности не дал ни одного интервью. Его волшебное мастерство конструирования, техники кроя и новаторского использования тканей, задав тон современной моды, сделало революцию в силуэте и позволило женщине свободно двигаться. На сковывающем фигуру силуэте «песочные часы» Баленсиага поставил жирную точку.

Лондонский Музей Виктории и Альберта, известный своими триумфальными выставками творчества великих модельеров, для показа публике отобрал из архивов более сотни предметов одежды и аксессуаров, и некоторые будут показаны впервые. Экспозицию дополнят образцы тканей, фотографии, оригинальные эскизы самого Баленсиаги, этого аристократа высокой моды.

Henri Cartier-Bresson, Cristóbal Balenciaga at work, Paris, 1968 © Henri Cartier-Bresson / Magnum Photos
Cecil Beaton, Evening dress, Cristóbal Balenciaga, Paris, 1962  © Cecil Beaton Studio Archive at Sotheby’s

Hiro, Alberta Tiburzi in ‘envelope’ dress by Cristóbal Balenciaga, June 1967 © Hiro 1967
Irving Penn, Lisa Fonssagrives-Penn wearing coat by Cristóbal Balenciaga, Paris, 1950 © Condé Nast / Irving Penn Foundation

Richard Avedon
Elise Daniels with street performers, suit by Balenciaga, Le Marais, Paris
1948
© The Richard Avedon Foundation

‘Baby doll’ cocktail dress, crêpe de chine, lace and satin, Cristóbal Balenciaga, Paris, 1958
Evening gown and cape, silk zibeline, Cristóbal Balenciaga, Paris, 1967
© Victoria and Albert Museum, London

Richard Avedon
Dovima with Sacha, cloche and suit by Balenciaga, Café des Deux Magots, Paris
1955
© The Richard Avedon Foundation 

Bolero jacket, velvet with felt and velvet appliqué and beading, Balenciaga for EISA, Spain, 1947 © Museo Cristóbal Balenciaga
Cecil Beaton (1904 – 1980) Flamenco-style evening dress, Cristóbal Balenciaga, Paris, 1961 © Cecil Beaton Studio Archive at Sotheby’s

Mark Shaw
Model wearing Balenciaga orange coat as I. Magnin buyers inspect a dinner outfit in the background, Paris
1954
© Mark Shaw / mptvimages.com

Nick Veasey, 2016, X-ray photograph of evening dress, silk taffeta, Cristóbal Balenciaga, Paris, 1955  © Nick Veasey
Evening mini-dress, metal wire and plastic pailettes, Paco Rabanne, Paris, 1967 © Victoria and Albert Museum, London

Spiral hat, silk, Balenciaga for EISA, Spain
1962
© Victoria and Albert Museum, London

Evening dress, silk taffeta, Cristóbal Balenciaga, Paris, 1954
‘La Tulipe’ evening dress, gazar, Balenciaga for EISA, Spain, 1965 Made for Ava Gardner
© Victoria and Albert Museum, London

Evening dress, wild silk with embroidery by Lesage, Cristóbal Balenciaga, Paris
1960-1962
© Victoria and Albert Museum, London

Skirt suit, wool and silk, Demna Gvasalia for Balenciaga, Paris, Autumn / Winter 2016
Dress, Oscar de la Renta, New York, Spring / Summer 2015
© Catwalking