Музой художника быть нелегко, женой великого творца — еще тяжелее. Однако именно они становились источниками вдохновения для знаменитых на весь мир живописцев и скульпторов. ARTANDHOUSES вспоминает фильмы об отношениях художников со своими музами, женами и любовницами.

«Портрет Дженни»

Уильям Дитерле, 1948

Воодушевляющая картина о том, что, даже если у художника нет реальной музы, ее необходимо придумать. Главный герой ленты — неудачливый художник Ибен Эдамс, живущий в Нью-Йорке времен Великой депрессии. Он беден, его работы не пользуются успехом, и кажется, что ждать от жизни уже нечего, пока он не встречает милую девочку Дженни, которая появляется в его жизни так же неожиданно, как исчезает. Образ Дженни не выходит из его головы, и именно он подпитывает творчество. Спустя некоторое время Эдамс встречает Дженни вновь и вновь, при каждой новой встрече она становится старше и, наконец, превращается в красивую молодую женщину, чей портрет приносит Эдамсу славу. Картина была представлена в конкурсе Венецианского кинофестиваля, где исполнитель роли художника, придумавшего себе музу, Джозеф Коттен был удостоен актерского Кубка Вольпи.


«Обнаженная маха»

Генри Костнер, 1958

Фильм Генри Костнера, вышедший в прокат в конце 1958 года, затем оказался в тени ленты 1999 года с одноименным (в российском прокате) названием в постановке испанца Бигаса Луны и Пенелопой Крус в роли любовницы Гойи Пепиты Тудо. Однако в картине Костнера повествование сосредоточено именно на отношениях герцогини Марии Альбы и придворного художника Франсиско Гойи. Роль своенравной соблазнительницы исполняет в ленте великолепная Ава Гарднер, обаянию и красоте которой просто невозможно не поддаться. Гойю, тоже не отличавшегося спокойным нравом, играет Энтони Франчоза. У Костнера эти две яркие натуры сплетаются в страстном испанском танце так, что сомнений по поводу их отношений не остается даже у зрителей, знакомых со спорами вокруг создания «Махи обнаженной».


«Нью-йоркские истории»

Мартин Скорсезе, Вуди Аллен, Фрэнсис Форд Коппола, 1989

Небанальный взгляд на взаимоотношения музы и творца представлен в этом альманахе в самой первой короткометражке «Уроки жизни», режиссером которой выступил Мартин Скорсезе. Главный герой — успешный нью-йоркский художник Лайонелл Добби (Ник Нолти) — безответно влюблен в свою юную ассистентку Полли (Розанна Аркетт), присутствие которой помогает Добби закончить картины к очередной большой выставке. В отличие от большинства подобных историй здесь именно художник становится жертвой своей музы: Полли, начисто лишенная таланта, но пытающаяся что-то рисовать, пользуется чувствами Добби, однако на самом деле влюблена в другую творческую личность — актера легкого жанра Грегори Старка, которого в фильме играет тогда еще дебютант Стив Бушеми.


«Очаровательная проказница»

Жак Риветт, 1991

Основанный на повести Бальзака «Неведомый шедевр» о молодости основателя классицизма Николя Пуссена фильм Жака Риветта длится четыре часа, что, впрочем, не помешало ему в 1991 году получить Гран-при Каннского кинофестиваля. Риветт перенес действие бальзаковской повести в современные реалии. Пожилой художник Эдуард Френхофер переживает творческий кризис и в течение десяти лет работает над одной-единственной картиной. Вдохновение ему не может обеспечить даже красавица-жена и натурщица Лиз (которую, кстати, играет Джейн Биркин). Спасение художественных способностей приходит в лице молодого живописца Николя и его юной подруги Марианны, которая становится музой Френхофера и дает ему силы для завершения работы над своим многострадальным шедевром.


«Прожить жизнь с Пикассо»

Джеймс Айвори, 1996

Биографическая драма Джеймса Айвори сосредотачивается на любовных похождениях ловеласа Пабло Пикассо, так как, по слухам, создатели ленты не получили разрешения на съемки самых знаменитых картин испанского художника и поэтому решили довольствоваться его богатой личной жизнью. Основной упор Айвори делает на историю его молодой любовницы Франсуазы Жило, тоже художницы, правда прославившейся автобиографией «Моя жизнь с Пикассо», где рассказывала подробно об отношениях с художником. Кроме того в фильме появляются и другие важные для Пикассо женщины — Ольга Хохлова, Жаклин Рок и Мари-Терез Вальтер. Впрочем, главным в картине всё равно остается великий художник, роль которого виртуозно сыграл обаятельный Энтони Хопкинс.


«Любовь — это дьявол»

Джон Мэйбери, 1998

Эстетская драма Джона Мэйбери посвящена отношениям английского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона с его натурщиком Джорджем Дайером. С последним, по легенде, Бэкон познакомился в начале 1960-х, когда Дайер грабил его дом. Натурщик оказал большое влияние на творчество художника и даже после своей смерти в 1971 году вдохновил Бэкона на создание мрачных и депрессивных «Черных триптихов». Историю бурных отношений в фильме Мэйбери разыгрывают Дерек Джекоби (Бэкон) и будущий Джеймс Бонд актер Дэниэл Крейг (Дайер), кроме того в фильме появляется и Тильда Суинтон — в роли основательницы секретного клуба The Colone Room Мюриэль Белчер, которую также изображал в своих работах Бэкон.


«Девушка с жемчужной сережкой»

 Питер Вербер, 2003

Основанная на одноименном романе Трейси Шевалье первая большая картина британского постановщика Питера Вербера предлагает свою версию создания одной из самых известных работ голландского художника Яна Вермеера. По сюжету фильма, «северной Моной Лизой» оказывается шестнадцатилетняя служанка Грит, в которую художник влюбляется вопреки своим семейным обязательствам. Что, впрочем, неудивительно, ведь Грит в фильме сыграла актриса Скарлетт Йоханссон, к которой было приковано внимание всего кинособщества после выхода «Трудностей перевода» Софии Копполы. Роль собственно Вермеера в картине Вербера сыграл один из самых популярных британских актеров Колин Ферт.


«Я соблазнила Энди Уорхола»

Джордж Хикенлупер, 2006

Трагическая история одной из самых известных муз XX века, актрисы и модели Эди Седжвик, на несколько лет ставшей «суперзвездой Энди Уорхола», встречавшейся с Бобом Диланом, а впоследствии скончавшейся от передозировки наркотиков. «В 60-х я знал одну особу, вызывавшую у меня восхищение, полагаю, это восхищение было наиболее близким к некому проявлению любви», — эти слова Энди Уорхола используются в прологе картины, действие которой начинается в середине 1960-х, когда юная Эди приезжает в Нью-Йорк и на одной из вечеринок сразу же знакомится с Уорхолом, который предлагает ей сняться в своем фильме. Эди наслаждается жизнью с Уорхолом и статусом главной девушки «Фабрики», пока не встречает симпатичного музыканта, с которым заводит бурный роман. «Я соблазнила Энди Уорхола» стал самой известной работой американского режиссера Джорджа Хикенлупера и самой звездной ролью актрисы Сиенны Миллер.


«Жена художника»

Билле Аугуст, 2012

kinopoisk.ru

Классическая драма о тяжелой женское доле в постановке двукратного обладателя «Золотой пальмовой ветви» датчанина Билле Аугуста посвящен Мари Крёйер — жене одного из самых известных датских живописцев Педера Северина Крёйера. «Самая красивая женщина Европы», Мари, глядящая на современников с портретов своего великого мужа, оставалась в тени Крёйера, страдающего тяжелыми психическими и сексуальными расстройствами. Собственно о муках несчастной женщины, у которой художник черпал вдохновение, Аугуст и снял свой фильм. Роль Мари сыграла одна из популярных датских актрис Биргитта Йорт Сёренсен, которая затем появилась в небольшой роли в известном сериале «Игра престолов».


 «Ренуар. Последняя любовь»

Жиль Бурдо, 2012

kinopoisk.ru

Мелодрама французского постановщика Жиля Бурдо посвящена последним годам жизни Огюста Ренуара и его «красному периоду», главной музой которого стала молодая и дерзкая натурщица Андре, покорившая не только самого Ренуара, на тот момент уже имевшего серьезные проблемы со здоровьем, но и сына художника Жана, вернувшегося раненым с фронта. Картина участвовала в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и получила несколько номинаций на главную французскую кинопремию «Сезар» — в том числе за лучшую актерскую работу Мишеля Буке, который сыграл знаменитого художника в возрасте 87 лет.


«Девушка из Дании»

Том Хупер, 2015

История любви художницы Герды Вегенер и ее супруга, сначала пейзажиста, а потом главной модели, Эйнара. Слава к Эйнару, обладающему женственной внешностью, пришла благодаря портретам, где он представал в женском образе Лили Эльб. В жизни Эйнар спустя несколько лет стал первым человеком, решившимся на операцию по смене пола. Картина оскароносного режиссера Тома Хупера, впрочем, меньше всего пытается спекулировать на этой теме, оставляя зрителям шанс наблюдать за нежными отношениями между супругами в исполнении Алисии Викандер и Эдди Рэдмейна. За роль Герды Вегенер актриса Алисия Викандер была отмечена своей первой премией «Оскар».