В майском номере журнала «Знамя» за 1954 год, после смерти Сталина, Илья Эренбург опубликовал повесть «Оттепель», которая дала название целой эпохе советской послевоенной истории. Продлившийся всего пятнадцать лет период смог вместить в себя столь важные события и явления — реабилитацию репрессированных, появление некоторой свободы слова, относительную либерализацию общественной и культурной жизни, открытия в области космоса и атомной энергетики, оригинальный вариант модернизма в архитектуре, — что успел оставить довольно ощутимый и яркий след. Тогдашний «хрущовский» политический курс и значительные трансформации, происходящие в первые послевоенные десятилетия в Советском Союзе и Европе, и сегодня являются предметом для дискуссий, пристального внимания исследователей и музейных проектов.
Третьяковская галерея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей Москвы объединились, чтобы провести совместный фестиваль «Оттепель: лицом к будущему». Трилогия стартовала в Музее Москвы в конце прошлого года выставкой «Московская оттепель». Теперь же с проектом «Оттепель» к фестивалю присоединяется Третьяковка.
Экспозиция, включающая произведения Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Юрия Пименова, Виктора Попкова, Гелия Коржева, Эрнста Неизвестного, Владимира Сидура, Таира Салахова, Оскара Рабина, Анатолия Зверева и многих других художников и скульпторов — свидетелей эпохи, будет разбита на семь тематических разделов, иллюстрирующих сам феномен «оттепели»: «Разговор с отцом» — о диалоге поколений в послевоенном советском обществе, «Лучший город Земли» — о городе как месте соприкосновения частной и общественной жизни, «Международные отношения» — о противостоянии СССР и США, холодной войне и угрозе ядерного уничтожения, «Новый быт» — об усовершенствовании мира советского человека с помощью предметно-бытовой среды, «Освоение» — о «романтике дальних странствий»; «Атом — космос» и «В коммунизм!» завершат выставку, открывающуюся в залах на Крымском валу.