В Московском музее современного искусства открылась выставка «Демоны в машине», где можно увидеть последние достижения science art. Над созданием высокотехнологичного искусства художники из России, Великобритании, Австрии, Австралии и Франции работали вместе с учеными и инженерами. Практика по объединению физиков и лириков уже 10 лет продвигается в жизнь столичным фондом Laboratoria Art&Sience и его куратором Дарьей Пархоменко, которая и организовала выставку.
На выставке роботы-художники рисуют абстрактные картины, роботы-реставраторы восстанавливают поврежденные скульптуры, роботы-интеллектуалы читают Хайдеггера и декламируют «Божественную комедию» Данте, а роботы-медики обсуждают последние новости из интернета. Может показаться, что машины совсем вырвались из-под контроля своих создателей, что воплощает, с одной стороны, самый большой страх человечества, а с другой — самую большую надежду на возможность искусственного разума обрести автономность. Кто же скрывается за невозмутимой внешностью машины — демоны или ангелы?
Известный австрийский художник Томас Фойерштайн создал свою трехчастную инсталляцию «Чай для Кириллова», вдохновленный «Бесами» Достоевского. Инженер Кириллов был одержим вопросами свободы воли, желания и предопределения, а в проекте Фойерштайна он превратился в дух, живущий в виртуальной реальности. Часть инсталляции представляет собой кабинет Кириллова: мы не видим инженера, но ощущаем его присутствие — ящики письменного стола сами открываются и закрываются, движимые невидимой рукой призрака, а на столе постоянно дымится чашка чая. Рядом — воплощение виртуального ада с живущими в нем демонами, спрятанными в пучках кабелей, и виртуального рая с щебечущими о последних новостях белоснежными хирургическими лампами-роботами.
Творческое объединение «Куда бегут собаки» создали инсталляцию с довольно саркастическим видением будущего после технологического апокалипсиса. Художники перевели «Божественную комедию» Данте на язык микросхем — вероятно, именно так наши потомки будут наслаждаться классикой поэзии. Из старых ламп, проводов и прочих технических штуковин они соорудили агрегат, который декламирует Данте на языке машины — в стрекотании и лязге деталей зашифрованы поэтические строки. Неработающие мониторы, размещенные рядом, для поколений постапокалипсиса станут чем-то вроде икон, порталом для связи с божественным. А наблюдая за инкубатором с цыплятами, наши потомки будут заниматься майнингом будущего.
Машина, придуманная Дмитрием Каваргой, изучает труды Мартина Хайдеггера. Постигая философские тексты, «Саморефлексирующий мистификатор Сокала» извергает разноцветное вещество, в результате чего будет нарисована большая абстрактная картина.
А Егор Крафт создал алгоритм, благодаря которому возможно реконструировать утраченные фрагменты античных скульптур. Впрочем, синтетический интеллект порой допускает причудливые ошибки, порождая новые неизвестные образы античности. Словом, благодаря художникам машины кажутся более человечными, а у зрителя появляется возможность заглянуть в будущее, не выходя из музея.