В вашингтонской Национальной галерее открылась большая выставка «Сезанн. Портреты». Ее кураторы считают, что этот жанр в творчестве мастера недооценен, и представляют ретроспективный взгляд на эволюцию сезанновских образов.
Дошедшие до нас ученические портреты, которые и сам начинающий художник не воспринимал всерьез, Сезанн написал в начале 1860-х. Спустя шесть лет у него появляются новые, «осознанные» работы в этом жанре, в которых, впрочем, он больше упражняется и ищет свой стиль, нежели старается сколь угодно точно изобразить модель или выделить ее психологические черты. В те годы, когда, по воспоминаниям его друга арт-критика и поэта Антуана Валабрега, «новый портрет появлялся каждый день», одной из самых покорных моделей художника был его дядя по материнской линии Доминик Обер, судебный пристав, появляющийся на картинах то в фирменном мундире, то в обычной житейской одежде. Именно с этих экспрессионистских работ и начинается музейная экспозиция.
В то же время Сезанну позируют его мать, многочисленные родственники и ближайшие друзья, позже — его возлюбленная жена Гортензия Фике, мадам Сезанн, как именуют ее на музейных экспликациях, которую он портретировал около тридцати раз: в 2015 году другой американский музей, Метрополитен, даже посвятил ее портретам отдельную выставку. В Нью-Йорке тогда собрали двадцать четыре из них, в Вашингтон привезли пятнадцать.
По мере становления его постимпрессионистического стиля, портрет всё больше оставался на периферии интересов Сезанна — он долго писал, и ни одна модель была уже не в силах выдерживать многочасовое позирование. Кроме разве что самого автора (почти до конца жизни он писал автопортреты) да крестьян из родного Экс-ан-Прованса, за небольшую плату соглашавшихся прикидываться статуями.
В Вашингтоне показывают более шестидесяти портретных работ Сезанна, собранных по музеям Америки, привезенных из парижского Музея Орсэ и Национальной портретной галереи Лондона.

Paul Cézanne
«Uncle Dominique»
c. 1866
Private Collection
Photograph © 2017 Museum of Fine Arts, Boston

Paul Cézanne
«Self-Portrait»
c. 1875
Musée d’Orsay, Paris
© RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski