В вашингтонской Национальной галерее открылась большая выставка «Сезанн. Портреты». Ее кураторы считают, что этот жанр в творчестве мастера недооценен, и представляют ретроспективный взгляд на эволюцию сезанновских образов.

Дошедшие до нас ученические портреты, которые и сам начинающий художник не воспринимал всерьез, Сезанн написал в начале 1860-х. Спустя шесть лет у него появляются новые, «осознанные» работы в этом жанре, в которых, впрочем, он больше упражняется и ищет свой стиль, нежели старается сколь угодно точно изобразить модель или выделить ее психологические черты. В те годы, когда, по воспоминаниям его друга арт-критика и поэта Антуана Валабрега, «новый портрет появлялся каждый день», одной из самых покорных моделей художника был его дядя по материнской линии Доминик Обер, судебный пристав, появляющийся на картинах то в фирменном мундире, то в обычной житейской одежде. Именно с этих экспрессионистских работ и начинается музейная экспозиция.

В то же время Сезанну позируют его мать, многочисленные родственники и ближайшие друзья, позже — его возлюбленная жена Гортензия Фике, мадам Сезанн, как именуют ее на музейных экспликациях, которую он портретировал около тридцати раз: в 2015 году другой американский музей, Метрополитен, даже посвятил ее портретам отдельную выставку. В Нью-Йорке тогда собрали двадцать четыре из них, в Вашингтон привезли пятнадцать.

По мере становления его постимпрессионистического стиля, портрет всё больше оставался на периферии интересов Сезанна — он долго писал, и ни одна модель была уже не в силах выдерживать многочасовое позирование. Кроме разве что самого автора (почти до конца жизни он писал автопортреты) да крестьян из родного Экс-ан-Прованса, за небольшую плату соглашавшихся прикидываться статуями.

В Вашингтоне показывают более шестидесяти портретных работ Сезанна, собранных по музеям Америки, привезенных из парижского Музея Орсэ и Национальной портретной галереи Лондона.

Paul Cézanne
«Antony Valabrègue»
1866
National Gallery of Art, Washington

Paul Cézanne
«Uncle Dominique in Smock and Blue Cap»
1866
Lent by The Metropolitan Museum of Art

Paul Cézanne
«The Artist’s Father, Reading «L’Événement»»
1866
National Gallery of Art, Washington

Paul Cézanne
«Uncle Dominique»
c. 1866
Private Collection
Photograph © 2017 Museum of Fine Arts, Boston

Paul Cézanne
«Antony Valabrègue»
1869–1871
The J. Paul Getty Museum, Los Angeles

Paul Cézanne
«Self-Portrait»
c. 1875
Musée d’Orsay, Paris
© RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski

Paul Cézanne
«Victor Chocquet»
1876–1877
Private Collection
Photograph © Bridgeman Images

Paul Cézanne
«Madame Cézanne in a Red Armchair»
1877
Museum of Fine Arts, Boston
Photograph © 2017 Museum of Fine Arts, Boston

Paul Cézanne
«Victor Chocquet»
1877
Columbus Museum of Art, Ohio: Museum Purchase, Howald Fund 

Paul Cézanne
«Louis Guillaume»
c. 1882
National Gallery of Art, Washington

Paul Cézanne
«Madame Cézanne in a Striped Dress»
1883–1885
Yokohama Museum of Art

Paul Cézanne
«The Artist’s Son, Paul»
1885–1890
National Gallery of Art, Washington

Paul Cézanne
«Boy in a Red Waistcoat»
1888–1890
National Gallery of Art, Washington

Paul Cézanne
«Madame Cézanne in a Red Dress»
1888–1890
The Art Institute of Chicago

Paul Cézanne
«Madame Cézanne in a Striped Dress»
1890–1892
Philadelphia Museum of Art

Paul Cézanne
«Seated Peasant»
c. 1900–1904
Musée d’Orsay, Paris
Photograph © Musée d’Orsay, Dist. RMN-Grand Palais / Patrice Schmidt