Музей современного искусства MoMA в Нью-Йорке готовит масштабный показ работ Тарсилы ду Амарал, бразильской художницы, которую называют одним из родоначальников современного искусства Латинской Америки.

Тарсила ду Амарал (1886–1973) родилась в провинциальном бразильском Капивари в семье богатых плантаторов, образование получала в Сан-Паулу, много путешествовала с родителями по Европе, но до двадцати пяти лет об искусстве не помышляла. Лишь поездка по Испании и каталонские традиции живописи и скульптуры вдохновили ее заняться ваянием — в тридцать лет она начала занятия скульптурой в бразильской столице, а спустя четыре года решила переехать в Париж. И учеба в Академии Жюлиана, выходцами из которой были Пьер Боннар, Андре Дерен, Марсель Дюшан и Луиза Буржуа, дала свои плоды в понимании собственного художественного развития. Вдохновленная европейским авангардом, Амарал решила использовать в своей живописи национальные мотивы и примитивистскую эстетику древних народов-кочевников, когда-то осевших в Бразилии. Падкая на постколониальное искусство Европа тогда с восторгом приняла ее яркие наивные работы — первая выставка прошла в 1926 году в Париже. Далее было участие в биеннале в Сан-Паулу и Венеции, сборных экспозициях в европейских и американских музеях и галереях. Но первая масштабная персональная выставка в США состоится только сейчас.

В MoMA сосредоточатся на ее художественной карьере до Второй мировой войны, времени зарождения и развития модернизма в Бразилии. Здесь соберут более ста двадцати ее полотен и рисунков разных лет, начиная с ранней живописи 1920-х годов, созданной во время учебы в Париже, и заканчивая крупными полотнами второй половины 1930-х, когда внимание художницы привлекала социальная проблематика.

Tarsila do Amaral
«A Negra»
1923
Museo de Arte Contemporânea de Universidade de São Paulo
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«A Cuca»
1924
Centre National des Arts Plastiques, Paris, France 
Photography © Cnap / Ville de Grenoble / Musée de Grenoble – J.L. Lacroix
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Abaporu»
1928
Collection MALBA, Museo de Arte Latinoamericano de Buenos Aires
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Anthropophagy»
1929
Acervo da Fundação Jose e Paulina Nemirovsky, em comodato com a Pinacoteca do Estado de São Paulo
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Setting Sun» 
1929
Private collection, Rio de Janeiro
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Postcard»
1929
Private collection, Rio de Janeiro
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Lonely figure III»
1930
The Museum of Modern Art, New York
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Carnival in Madureira»
Acervo da Fundação José e Paulina Nemirovsky, em comodato com a Pinacoteca do Estado de São Paulo
© Tarsila do Amaral Licenciamentos

Tarsila do Amaral
«Urutu Viper»
Coleção Gilberto Chateaubriand, Museu de Arte Moderna, Rio de Janeiro
© Tarsila do Amaral Licenciamentos