Живописные полотна художника, виртуозного рисовальщика и иллюстратора, члена объединения «Мир искусства» Александра Яковлева (1887–1938) — смесь академической ясности и экзотического очарования — всегда являются украшением многих авторитетных коллекций и традиционно входят в топ аукционных торгов. Он был заядлым путешественником. География перемещений Яковлева занимает полмира. Художник побывал в Испании, Монголии, Мексике, Китае, Японии и США. В 1924–1925 годах Яковлев становится участником трансафриканского путешествия «Черный рейд», организованного фирмой «Ситроен». Этот автопробег протяженностью 20 000 км на шинно-гусеничных вездеходах был отнюдь не рекламной компанией знаменитых автомобилей, а именно этнографической и зоологической экспедицией по малоизученным районам Африки: Сахаре, Судану, Нигеру, Чаду, Бельгийскому Конго, Мозамбику и Мадагаскару.

Из поездки, поразившей природными ландшафтами, человеческими типами, яркостью национальных одежд и украшений, живописец привез почти 300 набросков и картин. По возвращении в мае 1926 года в Париже в галерее Шарпантье прошла персональная выставка Александра Яковлева, где было представлено 228 работ, привезенных из Африки. Все они были благополучно распроданы, сам же художник удостоен ордена Почетного легиона.

Василий Шухаев
Эскиз плаката к фильму «Черный рейд»
1926
Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург

По материалам поездки парижское издательство Люсьена Вожеля выпустило роскошные альбомы автолитографий, до сих пор представляющие большую ценность для коллекционеров.

Выставка (кураторы Елена Каменская и Наталия Курникова) живописи и графики Яковлева из частных собраний, открывающаяся в московской галерее «Наши художники», приурочена к выходу книги «Александр Яковлев. Черный рейд. Путевой дневник путешествия по Африке в экспедиции автомобильного общества “Ситроен”».

«Туземный мост / Форт-Аршамбо»
1926

«Ночная переправа через Бахр-Линья»
1925
Галерея «Диалог», Москва

«Ручей в чаще леса»
1925

«Танец кули-кута. Ниамей»
1926

«Тити и Нарангхе, дочери вождя Эки Бондо»
1926