«Стеклянный стул» Сиро Кураматы (1934–1991) стал одной из самых узнаваемых дизайнерских форм XX века и по-настоящему опередил свое время. Созданный в 1976 году из стеклянных панелей без единого гвоздя, он вторил мировому интересу дизайнеров к футуристическим формам.

Сиро Курамата (в английской транслитерации Shiro Kuramata) родился и вырос в Токио, в 1953 году окончил архитектурный факультет политехнического института, а спустя три года выпустился из Института дизайна Куваcава. Открыв свою студию в Токио, Курамата начал экспериментировать с натуральными материалами и эфемерными формами, достигая в своих решениях удивительной изящности и оригинальности. Интересно, что не все задумки ему удавалось реализовать в одночасье из-за недостатка технических возможностей, и многие предметы мебели Кураматы увидели свет спустя годы.

Сиро Курамата
Стеклянный стул

Семидесятые в Японии были богатыми на творческие эксперименты. Десятилетием ранее художники и дизайнеры стремились к поиску национальной идентичности в рамках мирового искусства и поэтому, зная о наработках коллег из Америки и Европы, двигались еще дальше. Всемирная выставка Экспо-70, прошедшая в Осаке, стала воплощением такого художественного эксперимента: над ней работали ведущие художники, архитекторы, скульпторы новой формации. С известной «Башней солнца» Таро Окамото, «Туманным павильоном» и подобными футуристическими сооружениями Экспо-70 явила собой триумф дизайнерской мысли. Однако после этого наступает некий кризис: если раньше художник раздвигал границы возможностей и разрушал привычное восприятие вещей, то теперь искусство стремится к естественности. Известная на весь мир японская группа Моно-ха («Школа вещей»), основатель которой — скульптор Ли Уфан, создавала произведения искусства из чистых природных материалов, «не вторгаясь» в них и не переделывая их.

Ли Уфан
«Релатум»
1970-е
из коллекции художника

«Башня солнца» Окамото Таро, в центральном павильоне Всемирной выставки Экспо-70 в Осаке

Павильон Швейцарии на Экспо-70 в Осаке

«Туманный павильон» Pepsi на Экспо-70 в Осаке

Похожему принципу следовал Сиро Курамата, исследуя результат взаимодействия материалов и подчеркивая то, что в них заложено изначально. «Стеклянный стул» — одна из первых его культовых вещей: нарочито хрупкий, но цельный, изящный, но монолитный. Стул выполнен из стеклянных панелей, «сшитых» передовым ультрафиолетовым методом. По словам самого Кураматы, на подобную форму его вдохновил фильм Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», поскольку, с точки зрения дизайнера, футуристических сцен в нем было достаточно, а подходящей мебели недоставало. Действительно, на космическом корабле и пересадочной станции столы и стулья в ленте Кубрика напоминают о современных ему моделях в духе ретрофутуризма, а в финальной сцене так вообще фигурирует ампирный интерьер. Курамата интуитивно прочувствовал основную концепцию «мебели будущего» — простота, экологичность, целостность. Кроме того, несмотря на выбор твердого и «холодного» материала, дизайнеру удалось добиться эргономичного результата.

Интерьер лобби отеля «Хилтон» в «Космической одиссее 2001 года»

«Стеклянный стул» послужил почвой для дальнейших разработок дизайнера. Так «Мисс Бланш» («Miss Blanche») 1989 года представляет собой кресло со стеклянной основой и «вложенными» в нее розами. Кресло «Мисс Бланш» было продано в 2015 году на аукционе Sotheby´s за £269 тыс. (эквивалентно 22 млн руб.), побив, таким образом, мировой рекорд по стоимости.

Кресло «Miss Blanche»
1989

Более раннее кресло «Выше луны» («How High The Moon», 1986) — чистый эксперимент с формой — выполнено из стальной проволоки, образующей полый скульптурный предмет мебели, практически теряющий свою функциональность. 

Кресло «How High The Moon»
1986

«Стеклянный стул» стал прообразом множества других предметов мебели, в том числе «Стульев-привидений» — «Louis Ghost» Филиппа Старка для Kartell или «Ghost Chair» Чини Боэри и Тому Катаянаги. Стоит ли говорить, что подобные формы, но в пластике, с большой охотой впоследствии выпускал мебельный масс-маркет.

«Louis Ghost», Филлип Старк для Kartell | «Ghost Chair», Чини Боэри и Тому Катаянаги