Музей современного искусства города Парижа на выставке «Медуза. Украшения и табу» рассказывает артистическую историю драгоценностей, от неизвестных древних авторов до современных художников.
Кураторы выставки считают, что ювелирные изделия имеют неоднозначный статус, пребывая где-то между модой и скульптурой. В наши дни ювелиров действительно принято называть художниками, хотя так было далеко не всегда — миниатюрные изделия когда-то считались излишними декоративными элементами, а порой и просто примитивами. Настоящими произведениями искусства их сделали в XX веке авангардисты, а затем и современные художники и скульпторы, которых прозорливые галеристы стали приглашать для коллабораций. Впрочем, среди покупателей прошлого века мода на такого рода украшения не стала массовой: фантасмагорические творения модернистов и сюрреалистов надеть решалась далеко не каждая модница. А потому они становились скорее объектом коллекционирования, чем предметом утилитарным.

Неизвестный автор
Культура Кимбайя, Колумбия
Украшение для носа
800-1200
© Musée du quai Branly — Jacques Chirac
Сегодня ситуацию с украшениями и их массовым производством пытаются совместными силами изменить галереи, музеи, аукционисты и коллекционеры, устраивая показы (вспомним, например, недавнюю фантастическую выставку в Hauser & Wirth в Нью-Йорке) и регулярные торги.
На парижской выставке собрали своеобразную ретроспективу драгоценностей и бижутерии, которая включила более четырехсот объектов. Здесь есть и древние украшения из разных точек земного шара; есть те, что создавали художники в XX и XXI веках — от Пикассо, Дали и Ман Рэя до Александра Колдера, Лючо Фонтаны и Томаса Хиршхорна. Отдельные блоки посвящены дизайнерам-авангардистам — Рене Лалику, Сюзанн Бельперрон, Тони Дюкетту и другим, современным ювелирам, среди которых Отто Кюнцли, Рудт Петерс и Квон Сеулджи, а также гранд-домам — Cartier, Van Cleef & Arpels, Victoire de Castellane и другим.

Хенрик Кастон, репродукция броши Сальвадора Дали «Рубиновые губы», 1970-1980, photo: Robin Hill
Неизвестный автор, кольцо «Memento Mori», около 1730 © KFAERBER

Анни Альберс и Александер Рид
Реконструкция дренажного фильтра. Кулон
1988
© 2017 The Josef and Anni Albers Foundation
© ADAGP, Paris 2017

Дэнни Макдональд, кулон из кристаллов, 2005 © Courtesy of Ooga Booga / Danny McDonald (Mended Veil) © Studio Sébert – Photographes
Карл Фритч, кольцо, 2006 © Karl Fritsch, © Collection Ville de Cagnes-sur-Mer

Bless, разноцветные браслеты, 2005 © droits réservés/ Cnap / Bless © BLESS
Vivienne Westwood, корона из королевского голубого бархата, коллекция «Gold Label», осень/весна 2000-2001 © Vivienne Westwood Ltd

Анжелика Хьюстон в колье работы Александра Колдера «Ревнивый муж»
1949
© 2017 Calder Foundation New-York / ADAGP, Paris
СохранитьСохранитьСохранитьСохранить