Антрополог и куратор Ева Клекот и керамист Аркадиуш Швед объединили усилия и придумали проект «Люди в истории фарфора», результатом которого стала лимитированная коллекция посуды Human Trace, выпущенная на старинной фарфоровой мануфактуре в польском городе Цмелюве. Целью кураторов было показать, что, несмотря на механизацию производства, ручной труд и человеческий фактор всё еще играют огромную роль на любой фабрике или заводе.

В процессе изготовления посуды работников мануфактуры просили надеть перчатки и окунуть кончики пальцев в кобальтовую соль. После обжига на классических белых кувшинах, чашках и блюдах проступили спонтанно оставленные отпечатки ярко-синего цвета: по ним можно судить о том, насколько активно мастера цеха работали с предметом. «Наш проект напоминает потребителям о том, что фарфоровая посуда, которой мы пользуемся, — это результат труда человеческих рук, и этот труд —- неотъемлемая часть производственного цикла, — объясняет Швед. — Вместо того чтобы удалить все следы ручной работы, как это делают многие производители, мы подчеркнули их, и мастера, стоящие за ними, перестали быть анонимами». Хочется отметить, что, помимо интересной социальной составляющей, проект привлекателен и своей эстетической стороной: эклектичная смесь традиционной формы и абстрактных беспорядочных узоров действительно украшает предметы.