В Новой Третьяковке открылась ретроспективная выставка блестящего живописца и мастера портрета Дмитрия Жилинского (1927–2015). Художник, вечно приписываемый к представителям «сурового стиля», отвечал, что «только жил одновременно с ними». Само слово «суровый» с трудом ассоциируется с тонкостью и изысканностью его кисти.
Жилинский родился на берегу Черного моря. Бабушка, сводная сестра Валентина Серова, отправила работы внука своей кузине Нине Симонович-Ефимовой. Та ответила: «Дима, ты никогда себе не простишь, если не станешь художником. У тебя есть талант, и ты должен заниматься искусством. Поступай в Московский институт прикладного и декоративного искусства — там преподает твой великий родственник, замечательный художник Владимир Андреевич Фаворский». В окружении вот такой замечательной родни будущий художник и формировался. Маслом почти не писал. Предпочитал темперу по левкасу, как древнерусские иконописцы и великие мастера итальянского и Северного Возрождения, перед которыми всю жизнь преклонялся.
Дмитрий Жилинский чувствовал себя как «дома» в любом пространстве и времени художественной истории. У старых мастеров живописец заимствовал выразительные средства и технические приемы. Эти приемы он использовал в работе «У моря. Семья», представляющей собой портрет семьи во время отдыха – его самого, жены, известного скульптора Нины Жилинской, дочери и сына. Важную роль в творчестве художника всегда играла семья, члены которой узнаются во многих его картинах. Высокий стиль классического искусства мастер перевел на язык современности. В 1960-е годы о Жилинском заговорили как о новаторе, отводящем активную роль цвету, неожиданному силуэту, монументальности, психологической глубине.