В поисках нетривиального подхода к экспонированию произведений изобразительного искусства организаторы выставки «Метаживопись» в музее Прадо, а также куратор этого проекта Хавьер Портус, главный хранитель испанской живописи музея, находят разнообразные интерпретации всем хорошо известных сюжетов, например сочетание вымышленного и реального миров.
Из восемнадцати музеев (Лондонская национальная галерея, Музей изящных искусств Севильи, Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Фонд Каса-де-Альба и др.) собрано сто тридцать семь шедевров мирового искусства XVI–XIX вв., в том числе полотна Тициана, Эль Греко, Рубенса, Веласкеса, Сурбарана, Мурильо, Гойи, рисунки, книги, скульптуры, образцы медальерного и прикладного искусства, сюжет которых демонстрирует саморефлексирующий взгляд художника на искусство как таковое, диалог с ним в рамках произведения.
Оптические иллюзии, обманки, портреты и автопортреты, «картины в картине», фантастические сочетания несочетаемого и т. д. дают возможность посетителю выставки сконцентрировать внимание на тонкостях заявленного сюжета. Очень показательна в этом отношении знаменитая «обманка» Пера Борреля дель Касо «Бегство от критики» (1874), где мальчик буквально выпрыгивает из рамы. Разумеется, тон задает известное полотно Диего Веласкеса «Менины» (не покидая своего обычного места в зале №12, оно также заявлено в рамках выставки). В картине 1656 года испанский художник задает произведению живописи новое измерение — время, перенося фигуры портретируемых из иллюзорного в реальное пространство, зрителей же — наоборот. Глубокое содержание также скрыто и в другом прославленном полотне Веласкеса «Пряхи», хранящемся в музее Прадо, отмечающем 197 лет со дня основания. Выставка приурочена к этой годовщине.