В поисках нетривиального подхода к экспонированию произведений изобразительного искусства организаторы выставки «Метаживопись» в музее Прадо, а также куратор этого проекта Хавьер Портус, главный хранитель испанской живописи музея, находят разнообразные интерпретации всем хорошо известных сюжетов, например сочетание вымышленного и реального миров.

Из восемнадцати музеев (Лондонская национальная галерея, Музей изящных искусств Севильи, Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, Фонд Каса-де-Альба и др.) собрано сто тридцать семь шедевров мирового искусства XVI–XIX вв., в том числе полотна Тициана, Эль Греко, Рубенса, Веласкеса, Сурбарана, Мурильо, Гойи, рисунки, книги, скульптуры, образцы медальерного и прикладного искусства, сюжет которых демонстрирует саморефлексирующий взгляд художника на искусство как таковое, диалог с ним в рамках произведения.

Оптические иллюзии, обманки, портреты и автопортреты, «картины в картине», фантастические сочетания несочетаемого и т. д. дают возможность посетителю выставки сконцентрировать внимание на тонкостях заявленного сюжета. Очень показательна в этом отношении знаменитая «обманка» Пера Борреля дель Касо «Бегство от критики» (1874), где мальчик буквально выпрыгивает из рамы. Разумеется, тон задает известное полотно Диего Веласкеса «Менины» (не покидая своего обычного места в зале №12, оно также заявлено в рамках выставки). В картине 1656 года испанский художник задает произведению живописи новое измерение — время, перенося фигуры портретируемых из иллюзорного в реальное пространство, зрителей же — наоборот. Глубокое содержание также скрыто и в другом прославленном полотне Веласкеса «Пряхи», хранящемся в музее Прадо, отмечающем 197 лет со дня основания. Выставка приурочена к этой годовщине.

MetaPainting_MuseodelPrado23

© Museo Nacional del Prado

MetaPainting_MuseodelPrado8

Pere Borrell y del Caso
«Escaping from the Critics»
1874
Madrid, Colección Banco de España

MetaPainting_MuseodelPrado24

© Museo Nacional del Prado

MetaPainting_MuseodelPrado10

Diego Velázquez
«The Spinners, or the Fable of Arachne»
c. 1655-60
Madrid, Museo Nacional del Prado

MetaPainting_MuseodelPrado2

Alberto Durero
«Self-portrait»
1498
Madrid, Museo Nacional del Prado

MetaPainting_MuseodelPrado6

Fray Juan Bautista Maíno
«Saint Dominic in Soriano»
c. 1629
Madrid, Museo Nacional del Prado

MetaPainting_MuseodelPrado4

Matías de Arteaga
«The Origins of the Art of Painting»
1665
Bucarest, Muzeul Naţional de Artă al României

MetaPainting_MuseodelPrado7

Anonymous Hispanic-Flemish artist
«The Crucifixion»
c. 1500
Madrid, Museo Nacional del Prado

Tiziano
«Self-portrait»
c. 1562
Madrid, Museo Nacional del Prado

Juan de Valdés Leal
«Allegory of Vanity»
1660
Wadsworth Atheneum Museum of Art

Bartolomé Esteban Murillo
«Self Portrait»
1668-70 (?)
London, The National Gallery

MetaPainting_MuseodelPrado14

David Teniers
«The Archduke Leopold Wilhelm in his Picture Gallery at Brussels»
c. 1647-1651
Madrid, Museo Nacional del Prado

MetaPainting_MuseodelPrado18

Francisco de Goya
«The 12th Marchioness of Villafranca painting her Husband»
1804
Madrid, Museo Nacional del Prado

MetaPainting_MuseodelPrado

Francisco de Zurbarán
«The Crucified Christ with a Painter»
c. 1650
Madrid, Museo Nacional del Prado

MetaPainting_MuseodelPrado5

Richard Toutain
Rock crystal ewer with Narcissus and a mermaid
1555
Madrid, Museo Nacional del Prado