Новые интервенции

Жанр интервенций в классические музейные пространства, когда современное искусство, вторгаясь в давно сложившуюся экспозицию, смещает акценты восприятия, обнаруживает в привычном нечто новое, приобретает всё большую популярность.

Там, где всё, казалось, застыло во времени и посетители бесшумно перемещаются по давно заданному маршруту на почтительном расстоянии от объектов, современный художник выстраивает дополнительные препятствия, приглашая к предметному разговору.

Ирландская художница Ева Ротшильд создала серию крупноформатных геометрических скульптур и мелких объектов и разместила их в интерьере виллы Сонневельда в Роттердаме, представляющей собой яркий образец архитектуры модернизма.

sonneveldhouse15

Выставка Ротшильд уже не первое вмешательство в эти мемориальные пространства. Она явилась продолжением кураторского проекта Эриха Вайса, в рамках которого ранее мексиканский архитектор и художник Сантьяго Борха смонтировал на крыше виллы так называемую обсерваторию Блаватской, перекрыв модернистскую веранду кровлей из тростника.

Вилла Сонневельда в Роттердаме как образец голландского архитектурного функционализма

Четырнадцатого мая 1940 года самолеты люфтваффе осуществили бомбардировку Роттердама, одного из крупнейших транспортных узлов Голландии, когда за четверть часа было уничтожено всё то, что создавалось веками. Город как раз готовился отпраздновать свое 600-летие. В тот майский день погибло более восьмисот человек и было разрушено почти тридцать тысяч зданий. Целый квартал в окрестностях улицы Йонгкиндстрат счастливо уцелел, а с ним и вилла, построенная в 1933 году для Альбертуса Сонневельда. Авторами этого яркого примера голландского функционализма, направления так называемой «новой вещественности» в архитектуре, выступили Йоханнес Бринкман и Лендерт ван дер Влюгт.

sonneveldhouse12

За четыре года до этого те же архитекторы (при участии Марта Стама) построили в пригороде Роттердама здание Van Nelle, фабрики по переработке и упаковке табака, чая и кофе, директором которой, собственно, и был Сонневельд. Открытость и динамика Van Nelle, сооружения с железобетонными колоннами, где впервые в мире была установлена навесная стена из сборных элементов, в свое время не ускользнули от глаза такого чуткого наблюдателя, каким был Ле Корбюзье, назвавший здание самым красивым зрелищем современности.

Современники присвоили этому ныне объекту всемирного наследия статус «поэмы в стали и стекле». Фабрика, как писал Корбюзье, «лишила слово “пролетарий” присущего ему ранее отчаяния».

sonneveldhouse14

И действительно, Бринкман и ван дер Влюгт использовали естественный свет и визуальную связь с окружающей средой для создания комфортной рабочей обстановки, что, конечно же, для того времени было прорывом.

Тот же принцип «свет, воздух и пространство» зодчие применили и при проектировании жилища для своего заказчика, падкого на комфорт и роскошь.

sonneveldhouse9

Строительство компактного по объему дома было осуществлено по новаторской для своего времени технологии: опорная металлическая конструкция плюс железобетонные перекрытия, отсутствие излишних несущих стен дает большую свободу во внутренних пространствах. В просторном трехэтажном доме предусмотрено панорамное остекление окон (окно гостиной простирается на целых 17 м в длину), откуда открывается широкий вид на окружающий сад. Перед тем как приступить к проекту, архитекторы изучили пожелания всех членов семейства — самого хозяина, его жены Гезин, и двух дочерей, Магды и Гезин, с тем, чтобы правильно распределить помещения и составить план.

sonneveldhouse8

Говорят, Бринкман и ван дер Влюгт трижды переделывали проект, дабы угодить заказчику. Впрочем, и деньги он платил немалые: строительство дома обошлось Сонневельду в сто четырнадцать тысяч шестьдесят гульденов.

Половина для прислуги предусмотрительно отделена от хозяйской. В цокольном этаже расположены гараж, хозяйственные службы и комната для занятий. Этажи соединила винтовая лестница. Открытому перетекающему пространству гостиной, столовой и библиотеки отводился первый этаж. В случае необходимости в наличии имелись раздвижные двери. Второй этаж — приватный, там находились спальни четырех членов семьи, пара ванных комнат, гостевая спальня с санузлом, балкон и терраса. Терраса имелась и на крыше дома.

sonneveldhouse10

Жилище Сонневельдов было оснащено по последнему слову техники. «Умный дом» располагал аудиосистемой, позволявшей слушать радио в каждой комнате, существовал также и внутренний телефон, дрова для отопления поднимались на верхний этаж при помощи специального лифта, столы были оборудованы звонками для вызова горничной, в ванной имелись гидромассажные души. Полы в ванных были выложены плиткой разных оттенков, равно как и стены в комнатах выкрашены в соответствии с пожеланиями каждого члена семьи.

sonneveldhouse11

Интерьером в доме занимался Виллем Хендрик Гиспен, владелец дизайн-бюро Gispen, у него же заказывали мебель и светильники, специально спроектированные для Сонневельдов, а ткани — в компании Metz & Co. Линолеумные полы в те годы были роскошной новинкой. Наследники Альбертуса Сонневельда передали виллу в коллекцию Het Nieuwe Instituut, роттердамского музея архитектуры, который, в свою очередь, провел в 2000-х годах на ней реставрацию. Дом Сонневельда работает в режиме музея, где организуются экскурсии, но также Het Nieuwe Instituut устраивает в здании временные экспозиции, например такие, как проект Евы Ротшильд.

sonneveldhouse7 sonneveldhouse6 sonneveldhouse5 sonneveldhouse4 sonneveldhouse3 sonneveldhouse2 sonneveldhouse1 sonneveldhouse