Шедевр ар-деко, построенный архитектором Робером Малле-Стивенсом, превращен в музей. Реставрационные работы длились тринадцать лет.

В начале XX века Рубе, городок во французском регионе Нор-Па-де-Кале, считался развитым центром текстильной промышленности. Его даже называли «городом тысячи труб». Основанная в 1865 году компания «Cavrois-Mahieu» производила ткани для лучших парижских Домов. В 1923 году она имела пять заводов, где трудилось 700 человек. Поль Кавруа, владелец заводов, решив построить дом для своей семьи с семью детьми, покупает землю в кантоне Круа близ Рубе.

Вначале проектировать дом был призван архитектор Жак Гребе, обслуживающий местную элиту последователь традиционного стиля. Однако, довольно скоро на его месте оказывается архитектор Робер Малле-Стивенс. Вероятно, выпускник École Spéciale d’Architecture познакомился с текстильным королем в Париже в 1925 году на Международной Выставке декоративного искусства и художественной промышленности. Здесь архитектор показывал свой проект зимнего сада с кубистическими бетонными деревьями и башню павильона «Туризм». Малле-Стивенс уже тогда начал входить в моду как модернист и адепт нового стиля ар-деко. Так или иначе, но заказ на проект виллы Кавруа оказался в его руках.

Вилла (1929-1932 гг.) напоминает маленький аристократический замок, окруженный парком с водоемом. Ее архитектура и интерьеры являются хрестоматийным образцом ар-деко. Дом площадью 2800 кв. м имеет каркас из армированного бетона и облицован трехслойным полым кирпичом. Внутри создана обстановка, отвечающая всем запросам комфорта, гигиены, здорового образа жизни. Надо ли говорить, что на трехэтажной + подвал вилле Кавруа были предусмотрены центральное отопление, телефон, лифт, электрический таймер и радио?

Villa Cavrois

В интерьере активно использованы стекло, металл, сталь, три сорта драгоценного мрамора. Робер Малле-Стивенс, вдохновляясь Дворцом Стокле в Брюсселе, построенным для его дядюшки звездой венского модерна Йозефом Хоффманом, проектирует для виллы Кавруа все, начиная от дверной ручки, заканчивая мебелью.

Мадам Кавруа надолго пережила своего супруга и скончалась в 1985 году. Имение идет с молотка и становится жертвой вандалистских наклонностей нового владельца. К счастью, в 1990 году виллу Кавруа классифицируют как памятник архитектуры, а в 2001 году дом приобретает государство и приступает к его реставрации, обошедшейся в 23 млн. евро. Сегодня памятник восстановлен в первоначальном состоянии и представлен вниманию публики. Купив билет за 7,5 евро, виллу можно осмотреть.