Вернер Пантон, самый известный датский дизайнер второй половины XX века, спроектировал кресла «Амёба» в 1970 году как часть инсталляции Visiona 2.
Visiona — общее название четырех выставок, проходивших в Кельне с 1968 по 1972 год. Их устраивала компания Bayer, гигант химической промышленности, на прогулочном кораблике «Лорелея».
Выставки, приуроченные к ежегодным Кельнским мебельным ярмаркам, должны были показывать посетителям идеальный интерьер будущего (а будущее, с точки зрения Bayer, это мир синтетических материалов). Каждый год интерьер судна до неузнаваемости переделывали разные дизайнеры: в 1968 году — Вернер Пантон (эту его работу принято называть Visiona 0), в 1969-м — Джо Коломбо (Visiona 1), в 1970-м — снова Пантон (Visiona 2), а в 1971 году (Visiona 3) — Оливье Мург.
Visiona 2 — самая эффектная из четырех инсталляций. Вернер Пантон с помощью разнообразных предметов, многие из которых он специально спроектировал для нее, превратил недра «Лорелеи» в яркую пластиковую пещеру, освещенную мерцающим цветным светом. Он придумал и звуковые эффекты: в одной комнате слышались трели соловья, в другой — уханье сов, в третьей — жужжание пчел. Самый крупный и самый известный зал «Визионы 2» — «Фантастический ландшафт» (или «Ландшафт фантазии»), где Пантон отменил привычное деление интерьерных поверхностей на пол, стены и потолок. Всё помещение было как бы пространственной скульптурой с мягкими светящимися поверхностями, которую посетители осматривали изнутри.
Элементы, из которых собраны поверхности «фантастического ландшафта», — толстые, но плоские «пластины» с параллельными боковыми стенками. Объемная форма получается за счет того, что плоские элементы стоят слоями, примыкая друг к другу. Эти модули — вариация чуть более раннего проекта Пантона «Жилая башня» 1968 года.
Другие вариации той же темы — кресла «Амёба» с высокой и низкой спинкой, стоявшие в другом помещении «Визионы 2», двухуровневое сиденье 1973 года и существенно более позднее кресло «Фантом» 1998 года из твердого пластика.
Пантон однако не изобретатель этого типа мебели. И «Жилая башня», и ее последующие вариации сделаны под впечатлением от дивана «Superonda», разработанного группой итальянских архитекторов Archizoom. Они спроектировали диван в 1966 году, а год спустя компания Poltronova показывала его на Миланском мебельном салоне. Впрочем, существует и более ранний прецедент — Multi-Use Chair 1942 года, экспериментальное кресло художника Фредерика Кислера. У стульев-пластин Пантона внутри под слоем поролона тот же жесткий каркас из фанеры.
Кроме временных интерьеров Visiona на рубеже десятилетий Вернер Пантон проектировал и другие интерьеры, функциональные. Один из них — офис газеты «Шпигель» в Гамбурге — сохранился, и выглядит он не менее безумно, чем выставочные аттракционы Пантона.
Стремление проектировать не отдельные вещи, а жилую среду целиком, подвергая ее привычные структуры полному пересмотру: отказаться от принятого деления комнат по функциям, от традиционных типов мебели (Пантон как-то говорил, что его охватывает скука, когда, войдя в комнату, он видит диван, два кресла и журнальный столик) и даже, как в «Ландшафте фантазии», перестать делить поверхности на пол, стены и потолок — общая тенденция авангардного дизайна в конце 1960-х — начале 70-х годов. Больше всего в этом преуспели итальянские дизайнеры. Крупнейшая выставка итальянского дизайна в те годы — «Italy: Domestic Landscape» в MOMA (1971) в основном и показывала такие «обитаемые ландшафты».
Вернер Пантон c середины 1960-х тесно сотрудничал с швейцарской компанией Vitra. Но не только с ней: «Амёбу» в 1970-е годы выпускали другие производители — западногерманская компания Hulka и французская Airborne. Но в начала нулевых годов Vitra получила право на ее производство и сейчас выпускает два вида этого кресла, с высокой и низкой спинкой.