Вернер Пантон, самый известный датский дизайнер второй половины XX века, спроектировал кресла «Амёба» в 1970 году как часть инсталляции Visiona 2.

Visiona — общее название четырех выставок, проходивших в Кельне с 1968 по 1972 год. Их устраивала компания Bayer, гигант химической промышленности, на прогулочном кораблике «Лорелея».

Выставки, приуроченные к ежегодным Кельнским мебельным ярмаркам, должны были показывать посетителям идеальный интерьер будущего (а будущее, с точки зрения Bayer, это мир синтетических материалов). Каждый год интерьер судна до неузнаваемости переделывали разные дизайнеры: в 1968 году — Вернер Пантон (эту его работу принято называть Visiona 0), в 1969-м — Джо Коломбо (Visiona 1), в 1970-м — снова Пантон (Visiona 2), а в 1971 году (Visiona 3) — Оливье Мург.

Visiona 2 — самая эффектная из четырех инсталляций. Вернер Пантон с помощью разнообразных предметов, многие из которых он специально спроектировал для нее, превратил недра «Лорелеи» в яркую пластиковую пещеру, освещенную мерцающим цветным светом. Он придумал и звуковые эффекты: в одной комнате слышались трели соловья, в другой — уханье сов, в третьей — жужжание пчел. Самый крупный и самый известный зал «Визионы 2» — «Фантастический ландшафт» (или «Ландшафт фантазии»), где Пантон отменил привычное деление интерьерных поверхностей на пол, стены и потолок. Всё помещение было как бы пространственной скульптурой с мягкими светящимися поверхностями, которую посетители осматривали изнутри.

Интерьеры зала «Фантастический ландшафт»
«Visiona 2»

Элементы, из которых собраны поверхности «фантастического ландшафта», — толстые, но плоские «пластины» с параллельными боковыми стенками. Объемная форма получается за счет того, что плоские элементы стоят слоями, примыкая друг к другу. Эти модули — вариация чуть более раннего проекта Пантона «Жилая башня» 1968 года.

Вернер Пантон
«Жилая башня»
1968

Другие вариации той же темы — кресла «Амёба» с высокой и низкой спинкой, стоявшие в другом помещении «Визионы 2», двухуровневое сиденье 1973 года и существенно более позднее кресло «Фантом» 1998 года из твердого пластика.

Вернер Пантон
Кресло «Амёба»

Вариант кресла «Амёба» с высокой спинкой

Пантон однако не изобретатель этого типа мебели. И «Жилая башня», и ее последующие вариации сделаны под впечатлением от дивана «Superonda», разработанного группой итальянских архитекторов Archizoom. Они спроектировали диван в 1966 году, а год спустя компания Poltronova показывала его на Миланском мебельном салоне. Впрочем, существует и более ранний прецедент — Multi-Use Chair 1942 года, экспериментальное кресло художника Фредерика Кислера. У стульев-пластин Пантона внутри под слоем поролона тот же жесткий каркас из фанеры.

Фредерик Кислер
«Многоцелевое кресло» 
1942

Archizoom
Диван «Superonda»
1966

Archizoom
Диван «Superonda»
1966

Кроме временных интерьеров Visiona на рубеже десятилетий Вернер Пантон проектировал и другие интерьеры, функциональные. Один из них — офис газеты «Шпигель» в Гамбурге — сохранился, и выглядит он не менее безумно, чем выставочные аттракционы Пантона.

Вернер Пантон
Кресло «Two level seat»
1973

Стремление проектировать не отдельные вещи, а жилую среду целиком, подвергая ее привычные структуры полному пересмотру: отказаться от принятого деления комнат по функциям, от традиционных типов мебели (Пантон как-то говорил, что его охватывает скука, когда, войдя в комнату, он видит диван, два кресла и журнальный столик) и даже, как в «Ландшафте фантазии», перестать делить поверхности на пол, стены и потолок — общая тенденция авангардного дизайна в конце 1960-х — начале 70-х годов. Больше всего в этом преуспели итальянские дизайнеры. Крупнейшая выставка итальянского дизайна в те годы — «Italy: Domestic Landscape» в MOMA (1971) в основном и показывала такие «обитаемые ландшафты».

Кресла «Амёба»
Vitra

Вернер Пантон c середины 1960-х тесно сотрудничал с швейцарской компанией Vitra. Но не только с ней: «Амёбу» в 1970-е годы выпускали другие производители — западногерманская компания Hulka и французская Airborne. Но в начала нулевых годов Vitra получила право на ее производство и сейчас выпускает два вида этого кресла, с высокой и низкой спинкой.