Венский архитектор Йозеф Франк — один из пионеров модернизма. Он участвовал в первом Конгрессе современных архитекторов, был в числе учредителей Австрийского Веркбунда, строил образцовый модернистский поселок Werkbundsiedlund в Вене. Йозеф Франк, кроме того, был известным дизайнером мебели. Он начал проектировать ее еще в первые годы XX века, а 1925 году открыл собственную мебельную фирму Haus und Garten. Работал он и с главным мебельным производителем Австрии Thonet. Несмотря на то, что известный архитектор стиля модерн Йозеф Хоффман, основатель «Венских мастерских», оказал большое влияние на творчество Франка, эстетику модерна дизайнер быстро оставил. В 1920-е годы он начал работать над созданием собственного стиля, независимого от популярных художественных течений.

В 1933 году карьера Йозефа Франка резко оборвалась: он был еврей. Франк переселился в Швецию, где стал сотрудничать с маленькой, недавно основанной фирмой Svenskt Tenn. Он быстро стал ее главным дизайнером, хотя не единственным.

Йозеф Франк

Здания, которые Франк строил в Австрии и Швеции, — типичные модернистские виллы: белые, с плоскими кровлями и большими окнами. А интерьеры у них совсем не типичны. Франк не любил модернистский «стиль» в интерьере, да и вообще считал, что в интерьере не должно быть никакого стиля. Его мебель выглядит традиционной, но при этом нельзя сказать, к какой именно традиции она принадлежит. Она не стилизована под какую-то конкретную эпоху. Кроме того, в интерьерах Франка много тканей с орнаментами.

Франк — крупнейший художник-орнаменталист XX века. Его орнаменты преимущественно растительные (что опять-таки для модернистского искусства нехарактерно), с детально изображенными цветами и плодами. Источники вдохновения у него были разные: ботанические атласы (Франк интересовался ботаникой в детстве, а в 1940-е годы, когда жил в Америке, штудировал книгу «Цветы США»), растительные узоры Уильяма Морриса, которого Франк очень ценил, искусство древних цивилизаций (его паттерн «Анакреон» 1938 года сделан по мотивам росписей Кносского дворца). Беглец, потерявший всё в родной Вене, он был одержим мыслью об уюте и покое. Франк любил орнамент еще и за его психотерапевтические свойства: монотонное повторение одного и того же мотива, по его словам, способствует успокоению.

«Flora»
1930s

В 1940 году он вновь бежит из Швеции, попавшей в зависимость от нацистской Германии, в Нью-Йорк и живет там четыре года. Чем страшнее были военные сводки, тем пышнее разрастались райские сады в его безмятежных акварелях. В 1944 году Франк, вернувшись в Швецию, подарил на день рождения Эстрид Эриксон, хозяйке Svenskt Tenn, пятьдесят новых орнаментов (в том году ей исполнилось пятьдесят лет). Среди них — «Дели», «Диксиленд», «Гавайи» и самый известный — «Дерево с овощами», один из вариантов излюбленного мотива Франка, «древа жизни».

Citrus garden | Vegetable tree

Primavera | Grona Faglar

Mirakel | Dixieland

Rox & Fix | Mignon

Dehli | Aramal

Hawai | Tulpaner