Миланский мебельный салон и программа сопутствующих мероприятий Fuorisalone славятся сложными и живописными инсталляциями. Для посетителей Миланской недели дизайна инсталляции, выставки, стенды, временные павильоны и объекты не менее важная часть программы, чем традиционный осмотр мебельных новинок, а также прекрасная возможность ознакомиться с новейшими трендами в визуальной культуре. В нашем обзоре — самые успешные, провокативные и просто красивые инсталляции и выставки этого года.

«Новая весна», инсталляция Studio Swine для Cos

Возможно, самая ожидаемая инсталляция этого салона — медитативная работа британского бюро Studio Swine для бренда одежды Cos. Дизайнеры спроектировали минималистское дерево с ветвями-трубами, которые выпускают мыльные пузыри, наполненные белым газом. Пузыри лопаются при контакте с кожей человека, но могут соприкасаться с текстильной поверхностью, так что их можно взять в руки, если на вас перчатки. По словам авторов инсталляции, они вдохновлялись цветущими вишневыми деревьями, а форма скульптуры и общая эстетика инсталляции связаны с историей итальянского модернизма и обликом светильников из муранского стекла.


«Чувства будущего», Токудзин Йосиока для LG.

Победителем в конкурсе на лучшую инсталляцию Миланской недели дизайна стал проект Токудзина Йосиоки для компании LG. Японский дизайнер использовал светодиодные панели, чтобы создать семнадцать геометричных кресел и огромную пульсирующую стену, сконструированную из множества динамичных световых элементов. Изображения, транслируемые на кресла, постоянно меняются: волны переходят в полоски, пятна и другие узоры.


Выставка «Бог», Atelier Biagetti

Несмотря на название выставки, подготовленной Альберто Биаджетти и Лаурой Балдассари в этом году, основная ее тема связана не с вопросами теологии, а с деньгами, властью и тем значением, которое они приобрели в современной культуре. Яркие глянцевые объекты выполнены в духе поп-арта и постмодернизма и выставлены на нарочито лаконичном фоне.


Выставка «Невидимые контуры», Nendo

Модный бренд Jil Sander не только заказал у японского дизайн-бюро Nendo принты для капсульной коллекции одежды, но и предоставил все семь залов своего миланского шоу-рума для выставки-фантазии на тему границ и контуров предметов. Одна из самых красивых инсталляций на выставке сделана из множества белых металлических ширм, составленных вместе так, что они напоминают горный хребет. Другая поэтичная работа — инсталляция с силиконовыми вазами Jellyfish, о которых мы уже писали.


«Не стоит тратить зря», Бенедетта Тальябуэ для Benchmark

Образцово-показательная инсталляция, в которой успешно сочетаются концептуальная мебельная коллекция с экологическим подтекстом и удачно выбранное место экспозиции. Высокие шкафы с выдвижными скамейками, потайными шкафчиками и зеркалами дизайнер Бенедетта Тальябуэ разместила вокруг пилястр у входа в одну из аудиторий Миланского государственного университета. Благодаря сложным формам, обманчивому рисунку дерева, выдвижным элементам и зеркалам инсталляция создает оптические иллюзии и меняется при взаимодействии со зрителями.


Экспозиция Dimore Studio на via Solferino

Миланская галерея Dimore Studio подготовила две выставки в разных частях города. Наше внимание привлекла экспозиция-квартира на via Solferino, оформленная, согласно одному из последних интерьерных трендов, в темных тонах. Плотно окрашенные стены, потолок и пол служат фоном для мебели в духе ар-деко, светильников-фонарей в китайском стиле и коллекции геометричной мебели с зеркальными элементами.


Выставка «Больше правил для современной жизни», студенты ECAL

Студенты швейцарской Высшей школы искусства и дизайна ECAL и куратор Джон Армледер привезли в Милан яркую и красочную выставку, полную контрастных цветов, фактур и поверхностей. В экспозиции участвуют как работы студентов отделения дизайна, так и объекты студентов художественных факультетов — по словам куратора, совместная выставка позволяет изучить «пограничную зону» между этими дисциплинами.


Futuro House по проекту Матти Сууронена

Бренд Louis Vuitton не только показал в Милане мебельные новинки в серии Objets Nomades, но и выступил в роли просветителя — привез и установил во дворе палаццо Боккони легендарный дом Futuro House, спроектированный финским архитектором Матти Сууроненом в 1968 году. Для многих посетителей Недели дизайна это была редкая возможность осмотреть дом — во всем мире сохранилось всего несколько десятков Futuro, и в основном они находятся в частных коллекциях.


«Звуковой маятник», Юри Судзуки для Audi

Цель аудио-кинетической инсталляции японского дизайнера Юри Судзуки — подарить посетителям шумной и насыщенной событиями Недели дизайна несколько минут покоя. Во дворе старой духовной семинарии на Корсо Венеция Судзуки возвел три конструкции и укрепил ни них тридцать маятников со встроенными динамиками, которые, качаясь, воспроизводят медитативные звуки. Специальная программа анализирует любой шум во дворе и «переводит» его в монотонное гудение.


Временный магазин Valextra, дизайн-бюро Snarkitecture

Нью-йоркские дизайнеры бюро Snarkitecture снова демонстрируют умение обращаться с белым цветом и создавать монохромные и многослойные объекты. Стены временного шоу-рума Valextra они обтянули мягкой белой тканью, оставив на виду тонкие колонны, а потолок украсили облаками обтекаемой формы и минималистскими лампами.


«Мистическое утешение», Летиция де Аллегри и Маттео Фогале для Casone

Итальянские дизайнеры Летиция де Аллегри и Маттео Фогале создали лабиринт из двух видов мрамора: желтого Yellow Siena и черного Noir Doré, использовав зеркала, полированные поверхности, оптические узоры и контраст между строгостью архитектурных деталей и спонтанным рисунком камня.


«Дерево в процессе», Envisions для Finsa

Выставка разных типов деревянных материалов от голландского коллектива Envisions не просто рассказывает о процессе производства и специфических свойствах разных композитов на основе дерева, но и демонстрирует искусство коллажа, умение подбирать и сочетать фактуры и цвета.


«Народ из каменного века», Хайме Айон для Ceasarstone

Вдохновением для архитектурной инсталляции испанского дизайнера Хайме Айона послужили фольклорные и архетипические образы. В бальном зале палаццо Сербеллони дизайнер установил металлические конструкции, украшенные витражами из цветного стекла, зеркал и полированного камня. Благодаря грамотной подсветке инсталляция напоминает огромный калейдоскоп.


«Страна игр», Marni

Бренд одежды Marni оформил свою мебельную коллекцию как огромную детскую игровую площадку с песочницами, наполненными цветным песком. Легкие, мобильные и яркие предметы и сами похожи на игрушки, а посетителям и их детям предлагается самим придумать, как их использовать. Большинство объектов сделано колумбийскими ремесленниками при помощи традиционных техник вязки и плетения.


«Машина времени», Ли Брум

Британский дизайнер отмечает десятилетие своей студии минималистской подсвеченной каруселью с выставкой собственных работ. Впечатление от инсталляции усиливается благодаря прекрасному фону — сводчатому подвальному помещению с фактурными бетонными стенами, расположенному на новой площадке Ventura Projects на Центральном вокзале Милана.