Музей на набережной Бранли, открытый в 2006 году стараниями тогдашнего президента Жака Ширака и посвященный искусствам племен Африки, Юго-Восточной Азии, Америки и Океании, немало способствовал развитию интереса к этому разделу мировой культуры. За десять лет в музее реализована масса проектов, разыгрывающих этот «экзотический» сюжет и поворачивающих его к зрителю разными гранями.

Ив Ле Фюр, куратор только что открывшейся выставки «Примитивный Пикассо» («Picasso Primitif»), анализирует отнюдь не равнодушное отношение выдающегося испанского художника к искусству, лишенному всяческих условностей, его долгий диалог с эстетикой и пластикой tribal art.

«Авиньонских девиц», первую картину кубического периода, Пикассо писал в 1906–1907 годах. Сходство лиц героинь наделавшего немало шума полотна с африканскими масками, их нарочитая деформация сомнений в источнике вдохновения и творческой свободы автора не вызывает.

«Авиньонские девицы»
1907

Попав в это же время на выставку в Этнографическом музее, открывшемся в парижском дворце Трокадеро, Пикассо напишет: «Эти маски были больше чем просто скульптура… все эти предметы, которые люди создавали для священных, магических обрядов, чтобы те служили посредниками между людьми и неизвестными враждебными силами. Люди пытались преодолеть свои страхи, придавая им цвет и форму. И тогда я понял, что в этом и заключается смысл живописи. Это не эстетический процесс, а своего рода магия, служащая посредницей между враждебными миром и нами, способ взять в руки власть, навязав форму нашим страхам и нашим желаниям. В тот день я понял, почему я художник».

Известно, что Пикассо коллекционировал произведения анонимных африканских и полинезийских скульпторов. Первая вещь была им куплена в 1907 году, и это была статуэтка тики с Маркизских островов. И на выставке в Музее Бранли присутствуют скульптуры из его собрания, а с ними представлены и музейные вещи, в том числе маски Конго, Кот-д’Ивуара, Папуа — Новой Гвинеи, Габона, равно как документы, письма и фотографии, демонстрирующие то любопытство, которое Пикассо испытывал к первобытному искусству. Разумеется, выставка не обошлась без живописи и рисунков, которые любезно предоставил Музей Пикассо. Сто пять работ маэстро перебрались на противоположный берег Сены, среди них «Обнаженный юноша», «Поцелуй», «Большой натюрморт на пьедестале» и др.

«Обнаженный юноша»
1906 г.
© Paris, musée Picasso
© RMN-Grand Palais (musée Picasso de Paris) / Mathieu Rabeau
© Succession Picasso 2017