Те, кто видел в Париже фонтан Стравинского возле Центра Помпиду, скульптуру «Циклоп» в предместье французской столицы или играющий фонтан в Базеле, посвященный карнавалу, знают, кто такой Жан Тэнгли.
В Амстердаме проходит крупнейшая за последние десятилетия ретроспективная выставка швейцарского художника-авангардиста, автора кинетических скульптур и механических инсталляций, «мастера поломок, сомнения и случайности».
В музее Stedelijk показывают свыше ста движущихся скульптур Тэнгли, большинство которых в рабочем состоянии, фильмы, рисунки, архивные материалы. Экспозиция, выстроенная по хронологическому и тематическому принципу, представляет весь творческий путь художника, иллюстрирует развитие его мыслей о саморазрушении и эфемерности бытия. В частности, зритель может видеть известную композицию «Менгеле — танец смерти». Авторский замысел конструкции, составленной из десятка скульптур, навеян пожаром на ферме и одновременно ассоциируется с Йозефом Менгеле, немецким врачом, проводившим преступные опыты на узниках Освенцима.

«Mengele – Danse macabre»
1986
Museum Tinguely, Basel
Учась в Школе изящных искусств в Базеле, Тэнгли (1925–1991) начинает подрабатывать оформителем витрин, а затем пробует себя в роли театрального декоратора, увы, безуспешно. Оказавшись в Париже, он знакомится с Ивом Кляйном, Константином Бранкузи, видит знаменитые ready-made Марселя Дюшана, повлиявшие на его творческий выбор. Тогда в 1950-е годы Жан Тэнгли и принялся использовать железные прутья и листовое железо для создания абстракций, снабжать рельефы моторчиками и шестеренками. Затем он начинает эксперименты с живописью, воплощая свои замыслы в движущихся картинах — рисующих машинах, самостоятельно создающих произведения искусства и самостоятельно же их разрушающих. Скульптор ко всем творениям добавлял приставку «мета» — «Мета-Малевич», «Мета-Кандинский», за что от жены, не менее яркой художницы Ники де Сен-Фаль, получил прозвище Мета-Тэнгли.

«Gismo»
1960
coll. Stedelijk Museum Amsterdam
Foto Gert Jan van Rooij

«Meta-Matic No. 10»
1959
Collection Stedelijk Museum Amsterdam, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

«Meta-Malevich»
1954
Collection Stedelijk Museum Amsterdam, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

«Ballet of the Poor»
1961
Collection Museum Tinguely Basel
Photo: Christian Baur, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

«Meta-mechanical sculpture untitled»
1954
Private Collection Potsdam
Photo: Christian Baur, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

«Mengele – Danse macabre»
1986
Museum Tinguely, Basel

«Detached Elements III»
1954
Collection Stedelijk Museum Amsterdam, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

«The Cyclops — The Head»
1970
Collection Museum Tinguely Basel
Photo: Christian Baur, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

«The Cyclops»
1969 — 1994
Milly-la-Forêt, France
Photo: Tadashi Ono
© Centre national des arts plastiques, Parijs, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

Flyer for the exhibition Jean Tinguely, Bernhard Luginbühl, «Crocrodrome», Centre Georges Pompidou, Paris
1977
Collection Museum Tinguely Basel, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

Poster design for «Visit the Crocrodrome — Zig & Puce», Centre Georges Pompidou, Paris
1977
Collection Museum Tinguely Basel , c/o Pictoright Amsterdam, 2016

Drawing produced by a «Meta-Matic» September 2, 1967 | «Meta-Matic No. 9» 1967
Collection Museum Tinguely Basel, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

Jean Tinguely with «Moulin»
1963
© Museum Tinguely, Basel
Photo: Monique Jacot

Jean Tinguely with Méta-Matic No. 17 in front of the Eiffel Tower
1959
Photo: John R. Van Rolleghem, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

«Fontaine»
c. 1960
in the garden of the Stedelijk Museum, Amsterdam during the 1960s
Collection Stedelijk Museum Amsterdam, c/o Pictoright Amsterdam, 2016

Jean Tinguely and Niki de Saint Phalle
Paris
1966
© Museum Tinguely, Basel
Photo: Monique Jacot

The artists of Dylaby: Per Olof Ultvedt, Robert Rauschenberg, Martial Raysse, Daniel Spoerri, Jean Tinguely and Niki de Saint Phalle
1962
Stedelijk Museum, Amsterdam
© Christer Christian | Strömholm Estate