Те, кто видел в Париже фонтан Стравинского возле Центра Помпиду, скульптуру «Циклоп» в предместье французской столицы или играющий фонтан в Базеле, посвященный карнавалу, знают, кто такой Жан Тэнгли.
В Амстердаме проходит крупнейшая за последние десятилетия ретроспективная выставка швейцарского художника-авангардиста, автора кинетических скульптур и механических инсталляций, «мастера поломок, сомнения и случайности».
В музее Stedelijk показывают свыше ста движущихся скульптур Тэнгли, большинство которых в рабочем состоянии, фильмы, рисунки, архивные материалы. Экспозиция, выстроенная по хронологическому и тематическому принципу, представляет весь творческий путь художника, иллюстрирует развитие его мыслей о саморазрушении и эфемерности бытия. В частности, зритель может видеть известную композицию «Менгеле — танец смерти». Авторский замысел конструкции, составленной из десятка скульптур, навеян пожаром на ферме и одновременно ассоциируется с Йозефом Менгеле, немецким врачом, проводившим преступные опыты на узниках Освенцима.
Учась в Школе изящных искусств в Базеле, Тэнгли (1925–1991) начинает подрабатывать оформителем витрин, а затем пробует себя в роли театрального декоратора, увы, безуспешно. Оказавшись в Париже, он знакомится с Ивом Кляйном, Константином Бранкузи, видит знаменитые ready-made Марселя Дюшана, повлиявшие на его творческий выбор. Тогда в 1950-е годы Жан Тэнгли и принялся использовать железные прутья и листовое железо для создания абстракций, снабжать рельефы моторчиками и шестеренками. Затем он начинает эксперименты с живописью, воплощая свои замыслы в движущихся картинах — рисующих машинах, самостоятельно создающих произведения искусства и самостоятельно же их разрушающих. Скульптор ко всем творениям добавлял приставку «мета» — «Мета-Малевич», «Мета-Кандинский», за что от жены, не менее яркой художницы Ники де Сен-Фаль, получил прозвище Мета-Тэнгли.