Период становления жанра ню в искусстве Ренессанса исследуют в Музее Гетти в Лос-Анджелесе. Около трех сотен картин и рисунков старых мастеров съехались из музеев Лондона, Парижа, Вены и Нью-Йорка.

Под становлением историки подразумевают промежуток между 1400 и 1530 годами, начиная с исхода Средневековья, когда в обществе вновь возник интерес к древнегреческому и римскому искусству изображения человеческого тела. Художники не только копировали классические модели, как, например, делали в Италии, но и искали собственные подходы к нерелигиозным сюжетам и, совершенствуя масляную живопись, экспериментировали с натуралистичным изображением различных текстур, от кожи и волос до «искр» в глазах.

Выставка строится тематически, объединяя работы из разных регионов Европы, показывает разные варианты изображения обнаженного тела и смыслы, которые закладывали в него художники. Так, в разделе «Христианство и ню» выставлены церковные образы и ветхозаветные сюжеты, которые, конечно, должны были вызывать у зрителей исключительно благоговейные чувства. Есть разделы, посвященные ренессансному гуманизму и откровенному эротизму, замешанному на античной мифологии, сознательному портретному обнажению и изображению тел, далеких от канонических представлений, заложенных предками.

В экспозицию вошли работы всех «звезд» того времени. От Леонардо да Винчи, Рафаэля, Кранаха Старшего и Мемлинга, до Россо Фьорентино, Тициана и Яна Госсарта.

После Музея Гетти выставка переедет в Королевскую академию художеств в Лондоне, где будет работать с 3 марта по 2 июня 2019 года.

Michele Giambono / Michele Giovanni Bono
«The Man of Sorrows»
1430
Lent by The Metropolitan Museum of Art, Rogers Fund, 1906
Image: www.metmuseum.org

Jean Fouquet
«Virgin and Child»
1452–1455
Courtesy of Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerpen
Image © www.lukasweb.be–Art in Flanders vzw
photo: Dominique Provost

Luca Signorelli
«Figures in a Landscape: Man, Woman and Child» 1490
1490
Toledo Museum of Art
Photo: Photography Incorporated, Toledo

Jean Bourdichon
«Bathing Bathsheba
1498
The J. Paul Getty Museum, Los Angeles

Cima da Conegliano / Giovanni Battista Cima da Conegliano
«Saint Sebastian»
1500–1502
Strasbourg, Musée des Beaux-Arts
Photo: M. Bertola

Jean Bourdichon
«Saint Sebastian»
1505–1508
Bibliothèque nationale de France

Bartolomeo Veneto
«A Woman as Flora»
1505–1510
Städel Museum, Frankfurt am Main
Photo: © Städel Museum–U. Edelmann–ARTOTHEK

Lucas Cranach the Elder
«The Temptation of Adam and Eve»
1510
Muzeum Narodowe w Warszawie
Image courtesy of the Muzeum Narodowego w Warszawie

Leonardo da Vinci
«The Superficial Anatomy of the Shoulder and Neck»
1510–1511
Lent by Her Majesty Queen Elizabeth II
Image: Royal Collection Trust/© Her

Jan Gossart
«Hercules and Deianira»
1517
The Henry Barber Trust, the Barber Institute of Fine Arts, University of Birmingham
Image © The Henry Barber Trust, The Barber Institute of Fine Arts, University of Birmingham / Bridgeman Images

Raphael / Raffaello Sanzio
«The Three Graces»
1517–1518
Lent by Her Majesty Queen Elizabeth II
Image: Royal Collection Trust
© Her Majesty Queen Elizabeth II 2018, www.royalcollection.org.uk

Titian / Tiziano Vecellio
«Venus Rising from the Sea / Venus Anadyomene»
1520
National Galleries of Scotland, Edinburgh

Hans Baldung / Grien
«Two Witches»
1523
Städel Museum, Frankfurt am Main
Photo: © Städel Museum–U. Edelmann–ARTOTHEK

Parmigianino / Francesco Mazzola
«Reclining Male Figure»
1526–1527
The J. Paul Getty Museum, Los Angeles

Michelangelo Buonarroti
«Three Labours of Hercules»
1530
Lent by Her Majesty Queen Elizabeth II
Image: Royal Collection Trust
© Her Majesty Queen Elizabeth II 2018

Dosso Dossi / Giovanni di Niccolò de Lutero
«Allegory of Fortune»
1530
The J. Paul Getty Museum, Los Angeles