Пока в Пушкинском музее проходит выставка, посвященная истории любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, в лондонском Barbican Art Centre работает выставка о сорока самых ярких love stories художников модернизма «Модернистские пары: искусство, интим и авангард». Живопись, скульптура, фотография выдают удивительные подробности кипевших страстей художников и художниц, а также их муз, возлюбленных и соавторов.

Если в Москве представлен период супружества Пикассо с русской балериной, то в Лондоне можно увидеть его посвящение Доре Маар. Фотограф и художница осталась в истории искусства как «плачущая женщина» — именно такой ее изобразил Пикассо: после девяти лет страстного романа она лечилась от любви у Жака Лакана.

Не менее драматична история Оскара Кокошки и Альмы Малер. Альма была настоящей femme fatale своего времени, покорившей на своем пути не только композитора Густава Малера, но и архитектора Вальтера Гропиуса и писателя Франца Верфеля. Роман с Кокошкой оказался роковым: художник был настолько увлечен Альмой, что после разрыва заказал ее куклу в натуральный рост, с которой ходил в оперу, представляя своей женой. Художник увековечил свою возлюбленную в картине «Невеста ветра».

Модельер Эмилия Флёге была музой Густава Климта. Вершиной их романтических отношений стала картина «Поцелуй», один из шедевров искусства ХХ века, где, предположительно, сам художник изобразил себя с Эмилией.

Отношения Александра Родченко и Варвары Степановой выходили далеко за рамки семейного союза. Русские авангардисты шли рука об руку по пути к конструктивизму. На выставке же представлены их автопортреты и фотографии.

Есть здесь и некоторые неожиданности вроде фотографии, на которой Сальвадор Дали изображен с Гарсией Лоркой, а вовсе не со своей музой и женой Галой. Известно, что юный Лорка был влюблен в сюрреалиста, но их отношения, как считается, не выходили за рамки дружбы.

Также здесь можно увидеть истории Фриды Кало и Диего Риверы, Сони и Робера Делоне, Ли Миллер и Ман Рэя, Габриэль Мюнтер и Василия Кандинского, Лили Брик и Владимира Маяковского и других влюбленных друг в друга и в авангард.

Camille Claudel
«Portrait of Rodin»
1888-1889
Courtesy of Musée Rodin, Paris

Auguste Rodin
«Mask of Camille Claudel»
1889
Courtesy of Musée Rodin, Paris

Dora Maar
«Picasso en Minotaure»
Mougins, 1937
Paris, Centre Pompidou – Musée national d’art modern – Centre de creation industrielle
© ADAGP, Paris
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Philippe Migeat

Pablo Picasso
«Portrait de femme»
1938
Paris, Centre Pompidou – Musée national d’art modern – Centre de creation industrielle
© ADAGP, Paris
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Georges Meguerditchian

Photographer unknown
A. Rodchenko and V. Stepanova descending from the airplane
for the film The General Line by Sergei Eisenstein
1926
Courtesy Rodchenko and Stepanova Archives, Moscow

Federico García Lorca and Salvador Dalí in Cadaqués
1927
Courtesy of Foundation García Lorca

Dorothea Tanning and Max Ernst with his sculpture «Capricorn»
1947
© John Kasnetsis

Dorothea Tanning
«Rapture»
1944
Private collection
©ADAGP, Paris and DACS, London 2018

Leonora Carrington
«Bird Superior: Portrait of Max Ernst»
c. 1939
National Galleries of Scotland
Purchased with assistance from the Henry and Sula Walton Fund and the Art Fund, 2018
© The Estate of Leonora Carrington

Frida Kahlo
«Le Venadita / little deer»
1946
Private Collection
Photo: Nathan Keay, © MCA Chicago

Diego Rivera
«Les vases communicants»
1938
Paris, Centre Pompidou – Musée national d’art modern – Centre de creation industrielle
© D. Rivera F.Kahlo Museums Trust / ADAGP
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Jean-Claude Planchet

Imogen Cunningham
Edward Weston and Margrethe Mather
1922
George Eastman Museum
© Imogen Cunningham Trust. All rights reserved

George Platt Lynes
Paul Cadmus and Jared French
1937
© 2018 Estate of George Platt Lynes
Courtesy of Soloman R Guggenheim Museum, New York

George Platt Lynes
James Leslie Daniels
c. 1937
© 2018 Estate of George Platt Lynes Beth Rudin DeWoody

Robert Delaunay
«Formes circulaires, Soleil no2»
1912-1913
Paris, Centre Pompidou – Musée national d’art modern – Centre de creation industrielle
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Jacques Faujour

Sonia Delaunay
«Stroll»
1923
Collection of V. Tsarenkov

Barbara Hepworth
«Conoid, Sphere and Hollow III»
1937
Marble sculpture
© Crown Copyright: UK Government Art Collection

Ben Nicholson
«1934 / Relief»
1934
Kettle’s Yard, University of Cambridge

Roland Penrose
«Lee Miller with a cast of her torso»
Downshire Hill, London, England 1940
© Roland Penrose Estate, England 2018
The Penrose Collection

Man Ray
«Man Ray Sleeping»
c. 1930
Paris, Centre Pompidou – Musée national d’art modern – Centre de creation industrielle
© Man Ray Trust / ADAGP
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Philippe Migeat

Nic Aluf
«Sophie Taeuber Arp with Dada Head Zürich»
November 1920
Galerie Berinson, Berlin

Nic Aluf
«Sophie Taeuber with Dada-Head»
Zurich 1920
Stiftung Arp e.V., Berlin/Rolandswerth

Anonymous
«Hans Arp with Nabel-Monokel»
1922
Galerie Berinson, Berlin

Jean Arp
Tête de lutin, dit «Kaspar»
1930
Fondation Arp, France
Photo: Denis Bernard, © Fondation Arp

Claude Cahun
«Suzanne Malherbe / Marcel Moore»
1928
Courtesy of Jersey Heritage Collections

Claude Cahun
«Self-portrait / reflected image in mirror, checked jacket»
1928
Courtesy of Jersey Heritage Collections