Пока в Пушкинском музее проходит выставка, посвященная истории любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, в лондонском Barbican Art Centre работает выставка о сорока самых ярких love stories художников модернизма «Модернистские пары: искусство, интим и авангард». Живопись, скульптура, фотография выдают удивительные подробности кипевших страстей художников и художниц, а также их муз, возлюбленных и соавторов.
Если в Москве представлен период супружества Пикассо с русской балериной, то в Лондоне можно увидеть его посвящение Доре Маар. Фотограф и художница осталась в истории искусства как «плачущая женщина» — именно такой ее изобразил Пикассо: после девяти лет страстного романа она лечилась от любви у Жака Лакана.
Не менее драматична история Оскара Кокошки и Альмы Малер. Альма была настоящей femme fatale своего времени, покорившей на своем пути не только композитора Густава Малера, но и архитектора Вальтера Гропиуса и писателя Франца Верфеля. Роман с Кокошкой оказался роковым: художник был настолько увлечен Альмой, что после разрыва заказал ее куклу в натуральный рост, с которой ходил в оперу, представляя своей женой. Художник увековечил свою возлюбленную в картине «Невеста ветра».
Модельер Эмилия Флёге была музой Густава Климта. Вершиной их романтических отношений стала картина «Поцелуй», один из шедевров искусства ХХ века, где, предположительно, сам художник изобразил себя с Эмилией.
Отношения Александра Родченко и Варвары Степановой выходили далеко за рамки семейного союза. Русские авангардисты шли рука об руку по пути к конструктивизму. На выставке же представлены их автопортреты и фотографии.
Есть здесь и некоторые неожиданности вроде фотографии, на которой Сальвадор Дали изображен с Гарсией Лоркой, а вовсе не со своей музой и женой Галой. Известно, что юный Лорка был влюблен в сюрреалиста, но их отношения, как считается, не выходили за рамки дружбы.
Также здесь можно увидеть истории Фриды Кало и Диего Риверы, Сони и Робера Делоне, Ли Миллер и Ман Рэя, Габриэль Мюнтер и Василия Кандинского, Лили Брик и Владимира Маяковского и других влюбленных друг в друга и в авангард.

Dora Maar
«Picasso en Minotaure»
Mougins, 1937
Paris, Centre Pompidou – Musée national d’art modern – Centre de creation industrielle
© ADAGP, Paris
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Philippe Migeat

Pablo Picasso
«Portrait de femme»
1938
Paris, Centre Pompidou – Musée national d’art modern – Centre de creation industrielle
© ADAGP, Paris
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Georges Meguerditchian

Photographer unknown
A. Rodchenko and V. Stepanova descending from the airplane
for the film The General Line by Sergei Eisenstein
1926
Courtesy Rodchenko and Stepanova Archives, Moscow

Leonora Carrington
«Bird Superior: Portrait of Max Ernst»
c. 1939
National Galleries of Scotland
Purchased with assistance from the Henry and Sula Walton Fund and the Art Fund, 2018
© The Estate of Leonora Carrington

Diego Rivera
«Les vases communicants»
1938
Paris, Centre Pompidou – Musée national d’art modern – Centre de creation industrielle
© D. Rivera F.Kahlo Museums Trust / ADAGP
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Jean-Claude Planchet

Imogen Cunningham
Edward Weston and Margrethe Mather
1922
George Eastman Museum
© Imogen Cunningham Trust. All rights reserved

George Platt Lynes
Paul Cadmus and Jared French
1937
© 2018 Estate of George Platt Lynes
Courtesy of Soloman R Guggenheim Museum, New York

Robert Delaunay
«Formes circulaires, Soleil no2»
1912-1913
Paris, Centre Pompidou – Musée national d’art modern – Centre de creation industrielle
Photo © Centre Pompidou, MNAM-CCI, Dist. RMN-Grand Palais / Jacques Faujour

Barbara Hepworth
«Conoid, Sphere and Hollow III»
1937
Marble sculpture
© Crown Copyright: UK Government Art Collection

Roland Penrose
«Lee Miller with a cast of her torso»
Downshire Hill, London, England 1940
© Roland Penrose Estate, England 2018
The Penrose Collection