Аукционная Русская неделя в Лондоне традиционно включит торги Sotheby’s, Christie’s, Bonhams и MacDougall’s, а главные роли в них исполнят произведения живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, выполненные русскими художниками. ARTANDHOUSES собрал главные лоты будущих аукционов, которые пройдут с 26 по 28 ноября.

Императорский фарфоровый завод. Императорская ваза, 1836. Christie’s

Главный лот в Christie’s — монументальная (высота составляет 152 см) напольная ваза с портретом австрийского императора Франца I, созданная на Императорском фарфоровом заводе во времена правления Николая I. До революции работа была приобретена испанской танцовщицей, работавшей в Императорской балетной труппе в Петербурге, а позже вывезена ею на родину и продана в частную коллекцию. Предварительная оценка — £0,8-1,2 млн.


Иван Айвазовский. «Закат в Венеции», 1873. Christie’s

Не обойдутся в Christie’s и без одного из главных русских художников — Айвазовский будет представлен умиротворяющим венецианским пейзажем, который приезжал на предаукционную выставку в Москву. Работа, с даты создания путешествовавшая по европейским и американским собраниям, трижды выставлялась на публичных аукционах. В последний раз она была продана за $178,5 тыс. на торгах в Нью-Йорке 11 ноября 1998 года. На нынешний аукцион картина поступила из коллекции немецко-американского предпринимателя Джона Клюге с эстимейтом £400–600 тыс.


Василий Шухаев. «Автопортрет в сером халате» и «Портрет Веры Шухаевой, жены художника», 1922. Christie’s

Оцененные в £300–500 тыс. парные портреты также выставлялись на предаукционной выставке в Москве, а еще ранее — три года назад в экспозиции-ретроспективе Шухаева в Московском музее современного искусства. Оба происходят из частной французской коллекции и собрания княжны Саломеи Андрониковой, жившей в первой половине XX века в эмиграции в Париже.


Константин Маковский. «Игра в жмурки», 1890-е. Sotheby’s

Монументальное полотно (180×235,5 см), написанное в историческом стиле, станет самым дорогим лотом Русской недели — оно оценено в £2–3 млн. И, вероятно, может установить новый ценовой рекорд на произведения русского классика — предыдущий был зафиксирован в 2007 году в Нью-Йорке, когда его «Счастливая Аркадия» ушла за $3,4 млн. Сведения о картине при этом на сайте аукционного дома крайне скудны: сообщается, что она участвовала в выставке Императорской академии художеств в 1900 году, а затем путешествовала по европейским частным коллекциям. В последний раз картина появлялась на Sotheby’s в Нью-Йорке в 1992 году, где была продана за $110 тыс.


Нико Пиросмани. «Грузинка в лечаки», 1900-е. Sotheby’s

Эта работа грузинского примитивиста на клеенке происходит из собрания знаменитого австрийского писателя Стефана Цвейга. По легенде, автор неоднократно издававшейся и в СССР «Марии Стюарт» приезжал в Москву в 1928 году на празднования, посвященные 100-летию со дня рождения Льва Толстого. В Третьяковке он и увидел работы Пиросмани, влюбился и тут же попросил разыскать для него картину художника. Сегодня эстимейт «Грузинки» составляет £500–700 тыс.


Николай Фешин. «Портрет девочки», 1910-е. Sotheby’s

Портрет, проданный на торгах Christie’s в ноябре 2000 года за $94 тыс., происходил из собрания дочери Фешина Ии. Отнести его к русскому периоду исследователям позволила сохранившаяся в семейном архиве фотография художника на фоне этого полотна, сделанная в его мастерской. Эстимейт произведения составляет £250–350 тыс.


Петр Кончаловский. «Игра в бильярд. Аристарх Лентулов и Петр Кончаловский», 1918. MacDougall’s

Хорошо известная любителям Кончаловского внушительная работа (134,5×172 см) неоднократно показывалась на выставках в России — начиная с первой персоналки художника в Третьяковке в 1922 году вплоть до ее последнего появления в сборной экспозиции в Фонде культуры «Екатерина» в 2009-м. На Русскую неделю в Лондон полотно и приедет от владельцев Фонда Владимира и Екатерины Семенихиных, в чьей коллекции оно хранилось последние годы. Работа имеет второй самый высокий эстимейт среди лотов всех аукционных домов — он составляет £1,5–2 млн.


Сильвестр Щедрин. «Лунный свет над Неаполем», 1827. MacDougall’s

Работа блестящего пейзажиста попадет на торги из частной европейской коллекции. Картина была выполнена за три года до смерти художника в итальянском Сорренто, где он находился и работал последние двенадцать лет жизни. Неаполитанская гавань с фигурками рыбаков, залитая светом полной Луны, оценена в £450–600 тыс.


Приписывается Федору Рюкерту. Поднос, около 1900. Bonhams

Роскошный серебряный с позолотой поднос для визиток в неорусском стиле декорирован эмалью с копией картины Константина Маковского «Боярский свадебный пир». Предполагают, что автором подноса был знаменитый мастер Федор Рюкерт — на изделии есть клеймо торгового дома Ореста Курлюкова, с которым он сотрудничал. В последний раз поднос продавался на русских торгах в Нью-Йорке в апреле 2006-го: при эстимейте $200–300 тыс. он был продан за $632 тыс. Нынешняя оценка составляет £200–300 тыс.


Иван Айвазовский. «Кораблекрушение на скалистом берегу», 1872. Bonhams

Небольшая (47×72 см) работа классика происходит из семьи американского коллекционера из Коннектикута, в которой находилась более века. Исследователи предполагают, что, возможно, ранее картина называлась «Шторм на Черном море вблизи побережья Крыма» и была одной из семи произведений Айвазовского, участвовавших в Международной выставке в Филадельфии в 1876 году (эстимейт — £150–200 тыс.).

Расписание торгов Русской недели:

26 ноября — Christie’s

27 ноября — Sotheby’s

28 ноября — MacDougall’s

28 ноября — Bonhams