В октябре жизнь дизайнерского сообщества кипит: все обсуждают новинки, показанные на недавних выставках и ярмарках, дизайнеры-экспериментаторы демонстрируют результаты своих трудов, недели дизайна становятся заметными событиями не только в Европе, но и во всем мире. Так, Неделя дизайна в Мексике привлекла не меньше внимания, чем традиционный смотр работ голландских дизайнеров в Эйндховене. Многие авторы используют дизайн для высказываний на острые социальные, политические и экологические темы. Всё самое интересное — в нашем обзоре.

Скандальную реакцию вызвало кресло пражских дизайнеров из бюро 52hours, оснащенное «крыльями», которые должны защитить от посторонних взглядов кормящую мать. Кажется, это классический пример случая «хотели как лучше»: целью дизайнеров было облегчить жизнь стеснительным матерям, но сам предмет словно транслирует предубеждения традиционного общества, которые ущемляют права женщин и голодных младенцев.


Вот идея компании Panasonic, выпустившей гаджет для улучшения концентрации внимания, более удачна: девайс под названием «Wear Space» ограничивает поле зрения и закрывает уши, чтобы его владелец мог сфокусироваться на том, что находится прямо перед ним. Подобную вещь можно посоветовать и тем, кому неприятен вид кормящих матерей, но основная целевая аудитория «Wear Space» — сотрудники больших офисов типа openspace, вынужденные работать в шумной обстановке, или фрилансеры, рабочим местом которым служат кафе и коворкинги.


Еще одно благое начинание принадлежит авторству латвийки Паулы Лоренце. Ее коллекция объектов «Taktil» создана, чтобы помочь детям с расстройствами аутистического спектра в сенсорном развитии. Двенадцать игрушек изготовлены из восьми разных на ощупь материалов с учетом специфики восприятия у детей с особенностями. Предметы такие яркие и красивые, что наверняка они полюбятся всем малышам.


Бюро Бьярке Ингельса доказало, что способно работать не только над масштабными архитектурными проектами, но и создавать небольшие, красивые и функциональные изделия. В партнерстве с итальянским брендом Artemide они выпустили фитосветильник «Gople» с запатентованным модулем RWB (red-white-blue): с его помощью можно как стимулировать рост и вызревание растений, используя красную и голубую подсветку, так и просто освещать их, оставив белый свет.


Несмотря на удаленность Австралии от большинства стран мира, интерьерный дизайн там по-настоящему интересный и смелый; в этом в очередной раз можно убедиться на выставке премии Rigg Design Prize, которая проводится в Виктории раз в три года. В Национальной галерее Виктории до 24 февраля 2019 года смонтированы инсталляции на тему домашнего интерьера от ведущих архитекторов и декораторов Австралии. Есть повод для радости: кажется, зеленые с розовым интерьеры и пальмовое буйство наконец-то уходят в прошлое. Если европейские и американские дизайнеры подхватят идеи продвинутых австралийских коллег, скоро нас ждет свежая волна проектов в желтых, коричневых, терракотовых и медовых тонах.


А вот дизайнеры в Мексике словно сговорились и показали на национальной Неделе дизайна работы в черных тонах. Мы уже писали о выставке студии EWE в Национальном музее нумизматики Мехико и их новаторском подходе «черное на черном». Трендовый цвет использовали также дизайнеры Davidpompa, которые изготовили минималистские светильники из вулканического камня. Студия Bandido представила монолитные столы с основаниями из местного черного мрамора, а Мойзес Эрнандес и бюро Ezequiel Farca + Cristina Grappin сделали табурет из акриловой смолы разных оттенков серого и черного.

Столы «Mura», Bandido Studio

Табурет «Cala», Ezequiel Farca + Cristina Grappin, Moisés Hernández


Хитовый розовый остается популярен: как выяснилось в последние годы, ему больше всего «идут» геометрические абстракции и чистота форм. Идеальный предмет в этом духе спроектировала Сабине Марселис — это асимметричный стол «Cylinder», одна из ножек которого сделана в виде прозрачного стеклянного цилиндра.


Бледно-розовый цвет использован и в серии аксессуаров и мебели от исландского дизайнера Рагны Рагнасдоттир, которая получила премию «Северный дизайнер года» на выставке «Formex» в Стокгольме. Ее артистичные вазы и подсвечники кажутся сделанными из керамики, хотя на самом деле Рагна работает с разными видами акриловой смолы. Созданные ею «марсианские» ландшафты и морские пейзажи недвусмысленно указывают на дикую природу Исландии, а техника, в которой сделаны эти многослойные изображения, напоминает традиционные китайские методы окраски.


Современные дизайнеры считают, что и спортивный инвентарь может выглядеть как произведение искусства. Кандис Блан и Улисс Мартель доказали это, придумав набор гантелей «Olympia»: предметы строгих геометрических форм покрыты переливчатым лаком и походят на абстрактные скульптуры.


Дизайнер Эни Ли Паркер продолжает экспериментировать с актуальными материалами и тенденциями. Американка, прославившаяся минималистской мебелью из терракоты, показала на выставке в бруклинской галерее Prelude Projects панк-версию популярных в последнее время зеркал с бахромой. Ее зеркала округлых форм украшены связками из тонких цепочек.