Выставка «Рисуя ночь» открылась в филиале Центра Помпиду в Меце, в 300 км восточнее Парижа. Романтический флер названия, впрочем, не следует понимать буквально — по мнению кураторов, именно ночное время суток сегодня находится в центре социально-политических дебатов во Франции.
Философские и художественные вопросы, «навеянные» сумерками и ночной темнотой, которыми на протяжении столетий задавались художники, кардинально поменяли векторы в конце XIX века, времени изобретения электричества и распространения искусственного освещения. Пик новаторских открытий в этой области как раз пришелся на европейский авангард и нашел яркое отражение в работах таких авторов, как Клод Моне, Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Огюст Шабо и многих других.
На рубеже XX–XXI веков ночь вновь взбудоражила общество, хотя совсем не в том контексте «чуда», как сотню лет назад. Ряд европейских стран, например, волнуют вопросы работы в ночное время и защиты сна, проблемы экологии, ухудшающейся прямо пропорционально потребляемой электроэнергии, и даже политические стычки, вызванные французским движением «Ночь на ногах».
Впрочем, и романтики на выставке хоть отбавляй. Здесь есть и движение небесных сфер Жана Арпа, и притягательные звездные туманности Герхарда Рихтера, и сексуальные сцены Фрэнсиса Бэкона, и сюрреалистические ночные пейзажи Питера Дойга, и ночные рандеву Алекса Каца.